Песни Богорада. Семь-сорок

Вместе с разносторонним художником Богорадом продолжаем напоминать народу  его народные песни. Чтобы пел что надо, а не что получится. В этот раз напоминаем  песню «Семь-сорок».

Понятно, что музыка у этой песни  клезмерская, то есть еврейская. Но слова у нее совершенно русские. И вроде всё в «Семь-сорок» понятно, но исследователи так и не пришли к пониманию – про кого песня?

Сюжет простой: в 7.40 он подъедет – наш старый, наш славный одесский паровоз (иногда поют «агицын паровоз, но не будем вдаваться в детали).

Этот паровоз, понятно, не пустой приедет, а с вагонами, набитыми людьми, будто сеном воз.

Дальше по сюжету появляется некто неназванный, в тексте фигурирующий как «он» – он выйдет из вагона и двинет вдоль перрона. На голове у него роскошный котелок. Плюс большие зеленые глаза, в  которых горит одесский огонек.

Уточнение в тексте дается: он не из Одессы. Но Фонтаны и Пересыпь ждут его к себе.

А потом происходит большой облом – 7.40 наступило. Часами всё отбило. А поезд не приехал. Нет его и всё.

То есть и человек в котелке с зелеными глазами не добрался до пункта назначения.

Но – оптимистично заверяют поющие – мы  его дождемся, даже если он опоздает  на целый год.

На этом сюжет заканчивается. Остается разобраться,  что это за человек в котелке, которого все готовы так упорно ждать.

Если бы песня была написана сейчас, то сомнений бы не было – это Михаил Саакашвили, бывший губернатор Одессы, которого Порошенко лишил гражданства, но который прорвался-таки на Украину и теперь пытается ездить с пламенными речами по ее городам и весям, а нехорошие киевские власти чинят ему в этом препятствия.

Но текст у песни появился гораздо раньше. Поэтому некоторые считают, что она не про Саакашвили, а про  сиониста Теодора Герцля, которого в Одессе  ждали-ждали, но не дождались.

Пытливый художник Богорад пошел еще дальше. Он пропел «Семь-сорок» 17 раз про себя и 9 раз вслух и понял: это не про сиониста Герцля, а про ожидание второго пришествия. И таки да, в этот раз он будет в котелке и с зелеными глазами.

Но мы, простые исследователи песен, до таких высот осмысления подняться не смогли  и поэтому считаем, что «Семь-сорок» – про плохую работу железных дорог в России даже в те годы, когда ею руководил такой незапятнанный связями с танцовщицами руководитель, как Николай Романов.

С.Б.