Самое опасное в Петербурге – это почва

Петербург – в тройке регионов с самой загрязненной почвой. Это данные Минприроды, по санитарно-химическим показателям  почти треть проб почвы, взятых в Петербурге, не соответствует нормативам. Плохая ситуация по содержанию свинца.

То, что самое грязное в Петербурге – не воздух и не вода, а  земля, не секрет (энтузиасты составили карту загрязнений СПб, где можно посмотреть в какой зоне находится каждый дом – об этом ниже). Почвы –  главная экологическая проблема Петербурга. Но о ней мало говорят. Ощущение –  замалчивают. Что с грязными почвами делать? – разбирался «Город 812».

 

Подсчитали – испугались

 

В десятку самых опасных для человека химических элементов, по классификации ВОЗ, входят кадмий, ртуть, свинец, мышьяк – токсичные вещества 1-го (самого высокого) класса опасности.  В Петербурге их содержание в почве почти везде превышает ПДК,  местами – в несколько десятков раз. Обследование городских земель было начато еще в ХХ веке: ученые из Российского геоэкологического центра (РГЭЦ) измеряли загрязнения тяжелыми металлами петербургских почв (с шагом 200х200 метров) в жилых районах, промзонах и в зонах перспективной застройки. В 2008 году исследования прекратились, так как из  бюджета перестали выделять на это деньги. Полученные результаты испугали всех.

Оказалось, что среднее содержание свинца в городских почвах –  2,6 ПДК,  цинка –  6,5 ПДК, кадмия –  1,96 ПДК,  мышьяка – 2,3 ПДК. Очень высокий уровень бензапирена – в среднем 10 ПДК. Содержание ртути в историческом центре местами доходит до 27 ПДК.

Одно время эта информация была в открытом доступе на городских сайтах и на портале самого РГЭЦ. Но затем она оттуда исчезла. Возможно, потому что рекультивация почвы – очень дорогостоящая процедура.

На  Экологическом портале Санкт-Петербурга (его курирует Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности) данных о состоянии почв не найти. Вместо карты загрязненности есть «схема» – без названий улиц и даже районов. В ежегодном отчете комитета об экологической ситуации (в этом документе комплексно оценивается экологическая обстановка в Петербурге)  последние несколько лет состояние почв не упоминается. Проблема просто не упоминается в официальных отчетах.

 

Парки руды

 

На деле ситуация с загрязненностью почв в Петербурге ухудшается. Как рассказал «Городу 812»  Андрей Горький, бывший главный специалист РГЭЦ, занимавшийся обследованием петербургских земель,  почва сама очиститься не может.

– Наоборот, почва только накапливает загрязнения. Период полувыведения свинца, например, – 400 лет, – объясняет Андрей Горький.

По его словам, больше всего в петербургских почвах свинца и кадмия. Загрязнять город начали еще при царях: на окраинах строили заводы, сразу за городом устраивали свалки. В районе нынешнего Московского вокзала, например, была крупнейшая скотобойня, на Лиговке – мыловаренные заводы. На пересечении Московского проспекта с Обводным каналом (где сейчас идет жилая застройка) – огромная свалка, и так далее. Беда в том, что все эти территории давно застроены (или застраиваются), но не обезврежены. Ядовитые  вещества попадают в организм человека  вместе с пылью. Поэтому наибольший вред они приносят там, где имеется открытый грунт: в парках и на детских площадках. Дети страдают сильнее взрослых: они ближе к земле и чаще пачкаются в пыли.

Многие петербургские парки разбиты на месте промышленных свалок. Например, парк имени 9 января растет на отходах завода «Красный химик». Загрязнение почвы тяжелыми металлами там в 10 раз выше ПДК, свинца – в 15 раз. А по содержанию марганца ученые приравнивают этот парк к рудному месторождению марганца. Похожая ситуация в парках Сосновка (там есть места, где содержание свинца в почве составляет 270 ПДК), Пионерском, Шуваловском.

По данным Роспотребнадзора, Петербург входит в пятерку регионов с самым высоким уровнем загрязнения почвы химическими веществами. По содержанию кадмия Петербург на третьем месте в России (после Северной Осетии и Свердловской области).

 

На примере одного района

 

Связь между тяжелыми металлами и болезнями человека давно установлена.  Свинец вызывает  болезни эндокринной, нервной систем, аномалии у детей.  Бензапирен –канцероген, оказывает мутагенное  и эмбриотоксическое действие.  Мышьяк приводит к врожденным аномалиям, вызывает болезни эндокринной системы. Кадмий  – к поражению почек и нервной системы, снижает потенцию у мужчин.

Чтобы выяснить, как конкретные загрязнения петербургских почв влияют на здоровье петербуржцев,  ученые из РГЭЦ изучили заболеваемость детей на примере одного района  – Невского.  Они сравнили показатели заболеваемости в детских поликлиниках района (с разбивкой по участкам) с уровнем загрязнений почвы.

Максимумы загрязнений  оказались локализованы в ареалах плотной застройки. Влияние на экологическую ситуацию в Невском районе оказывают бывший золоотвал ТЭЦ-2, заводы Турбинных лопаток, Обуховский, «Звезда», «Пигмент» и другие.   В почвах обнаружилось превышение ПДК практически по всем тяжелым металлам – ртути, мышьяку, кадмию, свинцу, хрому, кобальту, никелю и другим. В целом, вся территория характеризуется опасным уровнем загрязнения, хотя Правобережье чище Левобережья.  Наибольшая заболеваемость (по поликлиникам в целом) характерна для районов между АО «Пигмент» и Яблоновской свалкой, вдоль Народной улицы.

«В ходе корреляционного анализа между содержанием в почве тяжелых металлов и уровнем заболеваемости детей района выявлены положительные связи разной силы в следующих оцениваемых факторах: свинец – болезни нервной и эндокринной систем и врожденные аномалии; кобальт – нервная и мочеполовая системы; хром – инфекционные заболевания и болезни крови; ванадий – новообразования, инфекционные заболевания и болезни крови», – сделали вывод ученые.

По словам Андрея Горького, свинец – одна из главных экологических опасностей для Петербурга.

Загрязнение почв свинцом. Источник – http://www.cottagesspb.ru/ekologiya/sankt-peterburga/

 

Откопать и отмыть

 

Если городские власти о проблеме знают, то как собираются ее решать? Ведется ли мониторинг загрязнения почв (известно, что мониторинг качества воды и воздуха проводится регулярно)?  С этими вопросами «Город 812» обратился в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга.

Там нам ответили, что комитет больше не занимается мониторингом состояния почв. А ведение «государственного мониторинга земель относится к предмету ведения Комитета имущественных отношений  (КИО) Санкт-Петербурга». Впрочем, мониторинг земель и мониторинг почв – это разные вещи.

Там же нам сообщили, что заниматься ликвидацией последствий несанкционированных свалок теперь будут районные власти  (сейчас вносятся изменения в законодательство на этот счет), а отвечать за соблюдение чистоты на земельных участках  будут их собственники. Кто должен следить за состоянием почв в целом – вопрос так и остался открытым.

По словам Андрея Горького,  комплексный мониторинг состояния почв в Петербурге сегодня не ведет никто.

– Еще года полтора назад  я докладывал о проблеме в комиссии ЗакСа. Там сказали: «Да-да, будем решать!», но дальше всё  стихло. Затем я докладывал на заседании штаба при вице-губернаторе Албине. Там тоже кричали: «Ай-ай, надо что-то делать!», но потом с Албина контроль за экологией сняли, и все забылось, – говорит специалист.

По его словам, проблему решить можно – было бы желание. Есть  много методов реабилитации загрязненных земель.

– Иногда надо снимать грунт, иногда отмывать. За границей, например, в  Финляндии, есть специальные заводы по отмывке почвы. Существуют  методы полевой очистки – нефтянку или органику хорошо очищают бактерии. Загрязнения свинцом, кадмием – это только отмывка на специальных установках. При этом грунт вынимается, отмывается, затем кладется обратно, – пояснил  Горький.

По его словам, в Петербурге несколько лет назад начали проблему решать. Комитет по природопользованию проводил очистку почв на  детских площадках. В 2009-м была очищена территория 7 детских садов (грязную землю вывозили, чистую вместо нее привозили). В 2010-м были рекультивированы 5 земельных участков – в детсадах, на бывшей свалке и в военном городке. Работы продолжались вплоть до 2014 года.

Потом  они прекратились и исчезли из отчетов вместе с финансированием.  Сегодня  информацию о состоянии почв можно найти только на неофициальных ресурсах, поддерживаемых энтузиастами.  Один из них (а, возможно, и единственный) – портал cottagesspb.ru. Вообще, он посвящен недвижимости, но его активисты  создали интерактивную экологическую карту Петербурга и Ленобласти, на которой в режиме онлайн можно посмотреть загрязнения почв по разным показателям – свинцу, диоксинам, бензапирену, радону и т.д.  Для получения информации достаточно  ввести адрес – http://www.cottagesspb.ru/ekologiya/sankt-peterburga/. По словам создателя интерактивной карты Антона Николаева,  в качестве исходников были взяты экологические карты, размещенные на официальных государственных ресурсах.

– Мы их оцифровывали, писали скрипты, которые позволяют выводить их на гугл-карте, – пояснил Антон.

По мнению Андрея Горького, Петербургу необходима комплексная программа по очистке загрязненных почв. Пока в «Экологической  политике Санкт-Петербурга до 2030 года» подобное не записано.

Елена Роткевич