А без него тут ничего бы и не летало.

24 марта 1919 года русский эмигрант Игорь Сикорский садится на пароход и отплывает в Америку. Франция стала вторым государством, в котором авиаконструктор не нашел себе применения. Что, надо сказать, удивительно. Французы были тогда флагманами в деле воздухоплавания. А 30-летний Сикорский в этом деле представлял собой, можно сказать, мировую величину.Да и вообще был личностью, как принято писать в таких случаях, разносторонней.

  Его отец – довольно известный ученый, психолог и психиатр, профессор Киевского университета. Правда, с несколько подмоченной репутацией. Иван Алексеевич Сикорский прославился во время знаменитого процесса Бейлиса, на котором выступал экспертом. Доказывал, что евреи действительно совершают ритуальные убийства. Разумеется, его экспертиза вызвала бурю возмущения. Вспомнили, что специализации профессора – изучение бредовых религиозных состояний народных масс. Так что ученый слишком увлекся близкой ему проблематикой бреда. К тому же Сикорский-старший умудрился перепутать, из каких именно черносотенных брошюр он почерпнул сведения. Впрочем, взгляды отца сыном вполне разделялись. Об этом и до сих пор как-то не принято говорить.

Хотя в то время Игорь Сикорский поглощен одним делом – авиацией. Не сказать, что он начинал уверенно. Первый сконструированный им аэроплан – С-1 – так и не взлетел. С-2 пролетел 200 шагов, после чего сломался. Три недели починки – и машина смогла продержаться в воздухе полминуты. “После полутора лет непрерывной работы этот полет был первым хорошим результатом”, – напишет позже Сикорский. Результат мог быть признан хорошим разве что по российским меркам. За год до этого француз Блерио уже перелетал Ла-Манш. Да и С-2 разбился при попытке вылететь за пределы аэродрома. Но, видимо, упорство было у Сикорских в крови. Не важно, доказывать ли бредни про ритуальные убийства или пытаться летать. С-3 пробыл в воздухе уже 59 секунд и отправился под лед озера.

Но к началу Первой мировой войны Сикорским сконструированы первые многомоторные самолеты. Один из них, получивший патриотическое название “Илья Муромец”, совершил полет из Петербурга в Киев и обратно. “Муромцы” принимали участие в войне, и только один из них был сбит. А дальше – революция, эмиграция. Прозябание во Франции, прозябание в Америке.

Только в 1923 году конструктор создает свою фирму. На первых порах – никакого коммерческого успеха. Во время войны наделали столько самолетов, что новые никому не нужны. Сергей Рахманинов присылает Сикорскому пять тысяч долларов и спасает от разорения. Успех пришел в конце 20-х. А в конце 30-х Сикорский наконец-то создает вертолет, который смог оторваться от земли. Теперь он знаменитость, осыпанная наградами. “Мистер Вертолет”, как прозвали его охочие до прозвищ американцы. А ведь первый вертолет он сконструировал ровно за 30 лет до этого. Его постигла та же судьба, что и первые аэропланы Сикорского.

Но русская душа – потемки. Увлечение техникой в России традиционно сопровождалось атеизмом и прогрессивными взглядами. Сикорский же остался глубоко верующим человеком. Более того, автором богословских трактатов. И сторонником Ивана Солоневича, чьи издания он финансировал. Солоневич – монархист, жуткий антисемит. Непримиримый публицист, разругавшийся в эмиграции со всеми, включая родного брата, вместе с которым в 1934 году совершил побег из ГУЛАГа. Кстати, во время дела Бейлиса издатель антисемитской газеты. Почему-то все поборники народной монархии прожили беспокойную жизнь. Видимо, в их идеи никто не верил. А кто верил в аэропланы? После С-1, С-2 и С-3.      


Глеб Сташков