А это действительно детская книжка?

27 ноября закрывается 59-я Венецианская биеннале — международная выставка современного искусства, она проходила с апреля по ноябрь 2022 года.

.

В этом году центральную экспозицию курировала итальянский искусствовед Чечилия Алемане. И это важно. За всю почти 130 летнюю историю Венецианской биеннале всего 4 женщины до Алемане становились ее руководителями.

Это были Мария де Корраль и Роза Мартинес в 2005-м, Биче Куригер в 2011-м и Кристин Масель в 2017-м.

  • Чечилия Алемане

Кстати сказать, Алемани — еще и первая итальянка, ставшая художественным руководителем биеннале. Ранее в 2017 году она курировала итальянский павильон биеннале.

Также Алемани – главный куратор High Line Art. А ее муж, Массимилиано Джиони, курировал арт-биеннале 2013 года. Такой вот семейный подряд нынче процветает на берегах Большого канала.

.

Центральная выставка и секретная подводная лодка

Девизом и, соответственно, главной художественной идеей биеннале Чечилия Алемани сделала название одной из детских сказок английско-мексиканской художницы сюрреалистки Леоноры Каррингтон «Молоко сновидений».

  • Леонора Каррингтон

Каррингон не только написала свою книжку, но и нарисовала к ней иллюстрации. Ее рисунки вместе с текстом размещены на стенах детских комнат в ее доме в Мексике, ставшим теперь весьма популярным музеем. (Хотя сама Леонора была решительно против такого будущего преобразования своего жилища и кричала на сына: “Подумай, балбес, ну кто сюда попрется?”).

Детская книга Каррингтон наполнена волшебными сказками, в которых все может быть преобразовано с помощью воображения. В соответствии с ней и вся выставка посвящена трем темам: изображение тела и его метаморфозы, отношения человека с технологиями и отношения между телом и Землей.

Алемани пришла к этой идее далеко не на щелчок. Она разработала концепцию из разговоров с художниками и вопросов после пандемии COVID-19. В программном эссе куратора упоминаются активистка-феминистка Сильвия Федеричи и писательница-фантаст Урсула Ле Гуин. Но, все же, согласитесь, кто бы мог подумать, что эта маленькая книжка художницы, для возвращения которой в Англию родители наняли (правда, безуспешно) в 1940-х аж целую подводную лодку с охраной, станет такой прорывной кураторской идеей.

Вот уплыла бы Леонора тогда на подводной лодке— и как знать, на что бы мы сейчас смотрели в Венеции.

.

Венецианский бенефис Алемани готовился давно

Впрочем, Чечилия Алемани в большей степени устроила сейчас в Венеции свой бенефис, чем реминисценцию Каррингтон. Еще в 2017 она представила в Венеции итальянский павильон на выставке под названием Il Mondo Magico (Волшебный мир). Чем не прообраз «Молока сновидений»?

А книга Карингтон – это, прежде всего, качественный кураторский инструмент. И результат применения такого инструментария не заставил себя ждать. Ничего художественно убедительнее, и серьезнее в Венеции в садах Гардини было не видно давно.

Изначально биеннале была запланирована на год раньше, но пандемия COVID-19 перенесла архитектурную биеннале с 2020 г. на 2021 г., а биеннале искусства — на 2022 г. В результате переноса, художественная биеннале совпала с Documenta 15, еще одной крупной выставкой современного искусства, проходившей в Германии с июня по сентябрь этого года.

Участие в биеннале, которое часто называют олимпиадой мира искусства, престижно для современных художников. Фестиваль превратился в созвездие шоу: центральная выставка, курируемая художественным руководителем этого года, национальные павильоны, организованные отдельными странами, и независимые выставки по всей Венеции.

.

90 процентов работ – женские

Страны-счастливицы, владеющие 30 павильонами, расположенных в садах Гардини, сами несут ответственность за собственное содержание и расходы на строительство.  Ну, а страны, не имеющие специальных зданий, создают павильоны в венецианском Арсенале и в палаццо по всему городу. Так, в этом году появилось несколько новых национальных экспозиций, в том числе Киргизии. Этот процесс национальной экспансии биеннале привычен и постоянен.

А вот что нежданно-негаданно, так это то, что на “Молоке сновидений” в Венеции в этом году 90% работ – женские. И почти столько же процентов из них – холсты и круглые скульптуры.

Возврат к истокам классического арт восприятия здесь очевиден. Сложно сказать, чего здесь больше: кураторской позиции или случайного совпадения. Ведь, скажем, про неприятие видеоарта никаких тезисов в кураторском манифесте Алемани вы не найдете. Но факт неоспорим. В это раз видеоарта как такового, как, впрочем, и мужчин-авторов почти нет. 

В «Молоке снов» участвуют 213 художников. В отличие от предыдущих выставок, на которых большинство творцов были мужчинами, сейчас здесь мужчин менее 10%. Алемани – гендерно трезвый человек, конечно, преуменьшила значение этого фактора и не назвала свое шоу откровенно феминистским. Но, тем не менее, изредка поговаривала о том, что ставит под сомнение «универсальный идеал белого мужчины «Человека разума» как фиксированного центра вселенной и меры всех вещей».

Многие из художников центральной выставки связаны с авангардом ХХ века.

После того, как биеннале была отложена на год из-за пандемии коронавируса, Алемани надеялась использовать дополнительный год для подготовки новых проектов и использовать открытие, которое предшествовало Дню освобождения Италии, чтобы отметить событие единения.

  • Это графический комментарий для “Города 812” к выставке “Молоко сновидений” от Natalia Koren Kropf – американской художницы петербургского происхождения

.

Американский павильон стал стогом сена. За что и получил «Золотого льва»

Один из самых симпатичных проектов на биеннале – павильон США. Там скульптор Симона Ли показывает свою выставку бронзы и керамики.

Созданная Симоной Ли фигура – афроамериканки без глаз высотой почти пять метров под названием «Кирпичный дом» – встречает посетителей биеннале прямо у входа на выставку. Это первое, что вы видите на основном проекте в Арсенале.

За это «Золотой лев» впервые была присужден чернокожей женщине-художнице. По словам Ли, путь громадной скульптуры из США в Венецию не избежал сбоев: еще за неделю до открытия 24-футовая бронзовая женская фигура с вогнутым диском вместо головы, предназначенная для переднего двора павильона, находилась в пути, и никто не был уверен, что она успеет приплыть к открытию. Но Ли была невозмутима. Результат превзошел все ее надежды.

Кроме того, Ли преобразила и само здание: павильон США в стиле нео-палладио с белыми колоннами, напоминающими архитектуру Джефферсона, стал африканским сельским домом, с соломенной крышей, которая частично закрывает фасад, поддерживаемая неброской металлической арматурой и деревянными столбами.

И как закономерный итог, Симоне Ли был вручен «Золотой лев» в номинации лучшему художнику основного проекта «Молоко сновидений». По словам жюри премии, Ли получила награду «за тщательно проработанное и очень убедительное монументальное открытие Арсенала.

После завершения Венецианской биеннале эти работы Ли будут экспонироваться на ее персональной выставке в ICA в 2023 году.

.

Российский павильон в этом году в осаде осенних листьев

Российский павильон в этом году так и не открылся. Куратор павильона Александра Сухарева решила не участвовать в экспозиции. И сейчас достаточно интересно наблюдать, как только в прошлом году реконструированный и окрашенный в зелёный цвет павильон стоит за закрытым забором и занесён осенними листьями.

Но все же одна художница из России выставилась на биеннале. Это выпускница петербургской Академии Штиглица Евгения Мачнева— единственная российская участница основного проекта 59-й Венецианской биеннале среди 213 авторов из 58 стран.

Выпускница Академии Штиглица в Петербурге, «Школы молодого художника» Фонда ПРО АРТЕ и ГЦСИ, она документирует в трудоемкой технике шпалерного ткачества образы индустриального прошлого. В ее фактурном текстиле можно разглядеть болты, рычаги, ролики и колеса — фрагменты брошенных станков, забытых автоматов, телефонной аппаратуры.

Присутствие Евгении Мачневой на биенале не было связано с какими-либо скандалами. Да и сама Алемани еще при открытии заявила, что будет надеяться на то, что ни один из участников биеннале не посмеет связывать личность художницы с происходящими событиями и не будет препятствовать ее участию в выставке.

Можно еще рассказать про французский и английские павильоны, которые запомнились камерным, практически интерьерным ответом на кураторский девиз. За что и получили серебро и бронзу жюри.

Но куда важнее осмыслить само гуманитарное послание Каррингтон и Алемани современному сюрреалистичному универсуму. Над этим вымыслом, ударом кураторского идеального сюрреализма по объективному сюрреализму нынешней действительности можно размышлять долго.

– Мама, а это действительно детская книжка? – спросил у Чечилии Алемани ее шестилетний сын, когда она впервые прочитала ему произведение Леоноры Каррингтон. Похоже ответ на этот вопрос и стал главной темой полугодовой венецианской вереницы главных артсобытий двухлетия.

Алексей Шолохов

На заставке к тексту: национальный павильон Египта на выставке “Молоко сновидений”