Напротив дома Мурузи закрасили принт с Бродским. 24 мая – день рождения поэта, и в честь его 80-летия на стену нанесли изображение. Портрет не продержался и дня: его замазали, а затем возмущённые горожане стали писать стихотворные строчки поверх белой краски.
Интересно в этом конфликте даже не то, как горожане воюют с муниципальными властями и школьными завхозами, а то, что изображение с Бродским в СМИ почему-то везде называется или «граффити», или «фреской».
На самом деле граффити с Бродским – никакое не граффити, а обычная переводная картинка. Это, конечно, не повод разрушать уличное искусство при каждом удобном случае, но надо понимать, что нанести такое «искусство» на стену не то же самое, что рисовать вручную. Как, например, это делает команда Hoodgraff, работы которой – по всему петербургскому центру.
А вот граффити казахстанского художника Паши Каса с изображением Даниила Хармса на улице Маяковского.
Но речь в этом материале пойдёт не о том, почему почитатели Бродского такие ленивые, что не сподобились на 80 лет поэта нарисовать его самостоятельно. Речь о другом. О том, почему у Бродского – одного из самых узнаваемых петербургских поэтов! – такие идиотские памятники?
Вам кажется, что я утрирую и злословлю? А вы вообще видели эти памятники?
Вот, например, первый памятник Бродскому: отрубленная голова на «каменных крылышках» и чемодане, которая покоится во дворе филологического факультета СПбГУ с 2005 года…
Если гуглить значение этого памятника, появляется такое объяснение: «По задумке автора этой скульптуры, Константина Симуна, чемодан олицетворяет земную часть жизни, гранит – словно граница миров, через которую проходит поэт, поднимаясь к небу и оставляя нам на земле свои творения, что мы так любим и ценим…»
Что означает отрубленная голова, Константин Симун не объяснил. Слава богу, этот памятник не в Москве и не Михаилу Булгакову. Где-нибудь рядом с трамвайными путями…
Вы, наверно, думаете, что ошиблись первый раз – бывает! Остальные памятники гению наверняка нормальные. Как бы не так! Этот памятник был установлен в 2017 году на набережной Смоленки (то есть, на Васильевском острове).
Интересно, если бы Бродскому рассказали при жизни, что он придёт умирать на Васильевский остров с туловищем из поребриков, он бы обрадовался? Впрочем, думаю, что человек с хорошим чувством юмора был бы такой скульптуре только рад!
На этом с памятниками в Петербурге – всё. Но вы, верно, можете подумать: «Ничего удивительного. В Петербурге живут сумасшедшие люди, все художники и очень странные. А в Москве, наверно, что-то лучше!». Если бы вы были правы… Бродский в Москве – как настоящий москвич – постоянно нюхает. Ладно, соглашусь, плохая шутка с моей стороны. Но нюхает же!
Кажется, пахнет гениальностью! Вот этот же памятник в полный рост.
Кстати, Бродский в странной «нюхательной» позе – это ещё полбеды. В Москве эта скульптура расположена на Садовом кольце рядом с консульством США. И Бродский там стоит не в полном одиночестве, а в компании каких-то плоских привидений.
Что это за ребята такие – история умалчивает, но зато поэту в Москве не будет одиноко. Почти 11 друзей Оушена…
В Белгороде, кажется, и вовсе думают, что Бродский – это робот, а стихи писал не человек, а нейросеть. Иначе – как объяснить позу солиста группы Kraftverk, в которой сидит белгородский Бродский.
Ну, и запрещенный приём: скульптура Зураба Церетели! Но я думаю, неудача этой работы (как и толстоногого белгородского Бродского) не в том, что скульптор просто не любит поэта. Судя по его творениям, Церетели ненавидит всех одинаково…
…Самое интересное, что несмотря на абсурдность и очевидную уродливость всех этих монументальных Бродских, петиций или инициатив по демонтажу памятников мне нагуглить не удалось. Поклонников творчества Бродского устраивает вот такой их кумир: нюхающий, пузатый, обезглавленный. И, если вы прочитали этот текст до конца, вы можете подумать, что мне поэзия Бродского не нравится, вот я и иронизирую. И будете не вполне правы – кто я, чтобы оценивать творчество гения? Но с поклонниками гения явно что-то не то…
Дина Тороева
Мнение автора по поводу ряда памятников не совпадает с мнением редакции.