Адмиралтейство Кронштадта: попытка ревитализации

В этом году исполнилось 240 лет со времени начала строительства кронштадтского Адмиралтейства, как системы предприятий и складов, которые обеспечивали подготовку кораблей к длительным морским походам.

Они были построены вдоль берега Обводного канала, чтобы доставлять и выдавать грузы по воде. Сухопутный въезд и вход в Адмиралтейство находится на Якорной площади, в самом центре Кронштадта. Главным архитектором проекта Екатерина II назначила Михаила Ветошникова, работавшего в Новой Голландии. Потом Адмиралтейством занимались Василий Баженов и другие звезды русского зодчества.

Несколько лет назад территория Адмиралтейства со всеми полутора десятками исторических зданий, в том числе нескольких кгиоповских, были переданы парку «Патриот» ЛенВО (не смешивать с московским парком «Патриот», которому, по неофициальной информации, передают «Остров фортов») для создания культурно-выставочно-образовательного пространства.

Первая очередь парка открылась в 2019 году. Она занимает свободные от построек участки.

Что касается складских и промышленных зданий, то сейчас они находятся в разном состоянии – от крепких до руинированных, но все нуждаются в комплексной реставрации.

Волонтерские субботники программы «Открытый город» в парке «Патриот» ЛенВО стали самыми необычными в почти десятилетней истории этого общественного движения. Вместо привычного ухода за старинными надгробиями (Смоленское лютеранском кладбище) или уборке самосева (дача Густава Леснера в Озерках, усадьба «Михайловка» и другие), участники этих акций убирали мусор в Кронштадтском Адмиралтействе – комплексе кирпичных зданий XVIII – XIX веков. Главная задача субботника – привлечь внимание к уникальному комплексу.

Субботники проходили в здании «Второго провиантского магазина» и «Лесного склада», где с конца XIX века и до недавнего времени размещались склады обмундирования. Сводчатые потолки на первом этаже, мощные колонны – на втором, ряды крюков для сушки обмундирования, встроенные в потолок (абсолютная экзотика для гражданского человека) – поэма для любителей старинной промышленной архитектуры. Не говоря уже о том, что склады были выстроены вдоль берега Обводного канала, который одевали в гранит одновременно со строительством зданий. Сохранилось одно чугунное основание крана для выгрузки или загрузки судов.

Но к прозе. Ясно, что для приведения территории в тот вид, который показан на красивых планшетах, размещенных в посещаемой части парка, еще очень далеко. Потребуется не только огромное финансирование и четкое понимание будущего функционала каждого здания, а речь идет о десятках тысяч кв. метров. Нужен специализированный заказчик (опыт реставрации Биржи и Консерватории показал, что их один-два на всю страну), который сможет годами вести процесс подбора подрядчиков, способных небольшими последовательными шагами привести Адмиралтейство в состояние, пригодное для современного использования. Простейший пример: есть идея сохранить хотя бы часть деревянных стеллажей для хранения обмундирования. Они были построены в начале ХХ века из элитной древесины, которая сейчас звенит. Но надо придумать, как соблюсти современные противопожарные требования.

На сегодня разработан проект приспособления здания Сухарного завода. В начале XIX века это предприятия производило в сутки 700 пудов сухарей (более 11 тонн), сухари заменяли хлеб и другие продукты во время плаваний и требовались в огромных количествах. Проект архитектурного бюро Ильи Юсупова предполагает создание в этом корпусе музея сухарного дела, который не имеет аналогов в России.

Вадим Шувалов
Редакция благодарит Тамилу Зухраеву (СПб  отделение ВООПИиК) за помощь в подготовке материала.