Мы живем во времена, когда вынужденно приходится мириться с разнообразными компромиссами культуры со вкусами и запросами массового потребительского восприятия. Особенно болезненно это происходит в городах с устойчивыми культурными традициями.
Санкт-Петербурга это касается в максимальной степени. При этом большое значение имеет политика учреждений культуры нашего города, которые по мере сил стараются все же не сдавать позиций, держать планку высокого вкуса и продолжать эстетические традиции петербургской культуры. Культурный иммунитет Петербурга позволяет сопротивляться наиболее одиозным проявлениям массовой культуры, хороший пример – устранение музыкальных фонтанов около Стрелки Васильевского острова.
На этом фоне особенно шокирующе выглядят случаи, когда петербургские музеи идут на поводу у индустрии развлечений. В данном случае речь идет о выставке восковых фигур, разместившейся в помещении Строгановского дворца – одной из площадок Русского музея. Даже проходя по Невскому проспекту мимо витрин, рекламирующих эту экспозицию, невольно вздрагиваешь от их вида, эстетически отвратительного и убого провинциального. То, что находится внутри, не сильно отличается от подобных музеев в других городах мира: примитивная трактовка персонажей истории, вернее, лжеистории, с мелодраматической интонацией и визуальной прямолинейностью «псевдосмылов».
Если подобные экспозиции и могут существовать как неизбежная уступка интересам потребителя к упрощенной и наглядной картине отечественной истории, то уж во всяком случае им не место в стенах Русского музея, в одном из красивейших петербургских дворцов, в самом «золотом сердце» исторического центра нашего города, несущего образ красоты, гармонии, высокого вкуса.
Защитники культуры нашего города самоотверженно бьются за сохранение уникального культурного памятника – города Санкт-Петербурга. На мой взгляд, в этом деле нельзя ограничиваться борьбой с варварством коммерческих застройщиков, необходимо не упускать из виду и подобные феномены поощрения агрессии низких вкусов, а по сути – их пропаганды, со стороны тех, кто призван противопоставлять им подлинные ценности культуры.
Елена Устюгова,
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского университета