«Акира» — через тернии аниме к архитектурной графике

В Музее архитектурного рисунка фонда Сергея Чобана в Берлине открылась выставка «Акира. Архитектура Нео Токио».

Музей архитектурного рисунка фонда Сергея Чобана в Берлине для многих петербуржцев уже давно стал городской параллельной культурной реальностью. В России, как известно, музея архитектурного рисунка нет и не предвидится. А учитывая петербургское прошлое и настоящее самого Чобана и якобы прогрессирующую, по мнению многих новоявленных экспертов,  «культуру отмены», присутствие советских и российских мотивов в современном контексте столицы Германии, как минимум, необычно.

Музей фонда Чобана и сейчас продолжает удивлять уже привыкших к сюрпризам зрителей новыми рейтинговыми экспозициями. Так, ещё не успела отшуметь ставшая событием, благодаря сочетанию культурной ценности и контекстуальной провокационности выставка «Архитектор Сталина: Взлет и падение Бориса Иофана», как почти сразу открылась следующая и не менее провокационная для воспитанных в викторианских традициях любителей классической архитектурной графики выставка «Акира. Архитектура Нео Токио». Она представляет оригинальные рисованные фоновые изображения классического научно-фантастического культового аниме. 

.

Что общего в архитектурной культуре и мультобразах для тинейджеров?

Фильм, снятый на основе вышедшей в 1988 году манги «Акира», заслуженно связывают с бумом анимационных фильмов, бушующем в мире с начала 1990-х годов. Сюжет «Акиры» на сегодняшний день, пожалуй, не менее художественно провокационен, чем присутствие образов аниме в классическом музее архитектурной графики.

Напомним, что по сюжету 6 июля 1988 года Токио был уничтожен ядерным взрывом, что привело к началу Третьей мировой войны. А к 2019 году – по сюжету аниме – война закончена.

Для многих зрителей «Акира» стал первым фильмом, который они восприняли как аниме — особый вид японской анимации. И это стало огромным событием, оказавшим влияние на целое поколение любителей кино. Большая часть кинематографической силы «Акиры» берет начало из роскошного представления в аниме культового и, разумеется, большей частью выдуманного города – Нео Токио.

Искушенный читатель спросит, а что же здесь выдающегося с точки зрения изобразительного искусства и архитектуры, признанным пропагандистом достижений которых является с момента основания Музей фонда Сергея Чобана? Что ценного для архитектурной культуры можно найти в этих мультипликационных образах, привычных для детворы и тинейджеров?

Ответ открывается не сразу, но после внимательного просмотра первого десятка работ, представленных на экспозиции.

И дело даже не в том, что «Акира» оказал существенное влияние на популярную культуру по всему миру, проложив путь для аниме на Запад и повлияв на многие работы в индустрии анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и компьютерных игр. Важнее то, что несмотря на всю фантастичность образа Нео Токио, он имеет вполне чёткую морфологию. Так, например, большое влияние на дизайн Нео Токио оказали работы архитектора Кензо Танге. 

Не менее существенно и то, что что идея размещения Нео Токио на свалке в Токийском заливе была взята напрямую из радикальной городской схемы Кензо Танге «План Токио 1960: на пути к структурной реорганизации», созданной им в 1961 году. Возвышающиеся среди почти фантастического пейзажа высотные здания, которые появляются в «Акире» на фоне многих городских срезов, нарисованных с низкой точки, были вдохновлены городским дизайном «Метрополиса» режиссёра Фрица Ланга, появившегося на свет еще в 1927 году. Также неоспоримо и влияние на «Акиру» другого культового научно-фантастического фильма – «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (вышел на экраны в 1982 году).

.

Большая часть бюджета аниме —художникам архитектуры

На момент премьеры «Акира» стала самым дорогим из когда-либо созданных аниме. И это, конечно, своего рода вершина в дизайне реалистичных фоновых рисунков. Ведь выдумывать и рисовать архитектуру для культовой продукции кинематографии (неважно, будь это мультфильм или настоящие игровые фильмы с 3D-декорациями) — очень трудоемкий процесс, гораздо более трудоемкий, чем привычное изображение пасторальных мотивов. Для создателей японского аниме очень важно, чтобы каждое здание было качественно покрашено и тщательно отрисовано. А поэтому большая часть производственных затрат на анимационный фильм идет на рабочую силу, потребляя значительную часть бюджета картины.

И поэтому с точки зрения затрат прорисовка реалистичной архитектуры является большой проблемой для любого анимационного фильма. В этом отношении «Акира» установила новые стандарты для мировой киноиндустрии. В ней большинство фактуры непохоже на все, что мы видели раньше. Это и достижение аниме высот серьезного произведения искусства, и динамический подход к редактированию и монтажу, и чрезвычайно плавные движения в кадре.

Кстати, фильм почти полностью был нарисован на бумаге, что семантически сближает его с миссией музея архитектурного рисунка. В визуальном проявлении силы «Акира» оказала огромное влияние на последующие ожидания любителей кино и на понимание того, каким может быть аниме.

.

Публикуется впервые

На экспозиции демонстрируются 59 оригинальных производственных фонов, макетов, концептуальных проектов и планшетных изображений. использованных для создания «Нео Токио» в фильме.

Эксклюзивный доступ к архивам студии музей получил благодаря производственному подразделению «Акира», предоставившего произведения, которые никогда не показывались за пределами Японии, и лишь очень немногие из них когда-либо были опубликованы. Выставка включает в себя работы Тошихару Мизутани, который был художественным руководителем постановки, его коллег Кацуфуми Хариу, Норихиро Хираки, Синдзи Кимура, Сатоши Курода, Хиромаса Огура, Хироши Оно, Хадзиме Сога, Цутому Учида и Такаси Ватабэ

Алексей Шолохов