Альтернативный рейтинг лучших писателей России

Когда речь заходит о современной литературе, читатель зачастую формирует свой круг чтения, опираясь на существующие рейтинги. Но в каждой нише книжного рынка есть свои лидеры, и ни один из них не является абсолютным литературным авторитетом. Мы решили провести своего рода чемпионат России среди литераторов. Из 50 разных писателей — от авторов бестселлеров до любимцев интеллектуальной критики — путем сложных подсчетов мы выявили 10 чемпионов. Это писатели, транслирующие те идеологии, которые востребованы большинством читателей и потому важны сегодня для всей страны

 Виктор Пелевин

 За что получил

За кропотливую и последовательную расшифровку настоящего и объяснение жизни новой России через абсурд и метафизику.

 Как он это делает

Начиная с первых рассказов, опубликованных еще в конце 1980−х, Пелевин занимается одним и тем же: просвечивает современное ему общество рентгеном, выявляя “истинную” подоплеку любых событий новейшей истории России.

 Он как бы предлагает нам другую Россию — метафизическую, магическую, абсурдную империю, в которой “оборотни в погонах” превращаются в настоящих людей-волков (“Священная книга оборотня”), курсантам в летном училище имени Маресьева ампутируют ноги (“Омон Ра”), вместо реальных политиков страной управляют пиарщики через цифровых персонажей из телевизора (“Generation “П””), а нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков (“Священная книга оборотня”). При этом портрет России в исполнении Пелевина почти всегда фотографически точен: в “Чапаеве и Пустоте” (1996) он дал срез 90−х с их “новыми русскими” и китчевой модой на восточную эзотерику, в “Generation “П”” (1999) предсказал грядущее царство пиара и мучительные поиски национальной идеи, которыми мы занялись в 2000−х.

 Пелевин — самый востребованный писатель нашей страны, в которой по-прежнему силен конспирологический дух и многие уверены, что власти от них все скрывают, но что именно и как, никто точно не знает.

 Баллы

 Премии — 3 (“Национальный бестселлер”, 2004 год, “ДПП NN” — 300 тыс. рублей).

Признание экспертов — 5 (важность Пелевина для современной культуры признают даже его последовательные критики).

Тиражи — 5 (с середины нулевых стартовый тираж его новых книг — около 200 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 5 (коллективное безумие вокруг Пелевина существует уже лет 15, в 1999 году в Москве даже прошел слет его фанатов).

Публичность — 3 (игнорирует прессу, дает одно-два интервью в год, но все равно является одним из ключевых культурных ньюсмейкеров).

Наличие экранизаций — 5 (фильм “Generation “П”” выходит на экраны в феврале 2010 года).

Репутация — 5 (его политических воззрений не знает никто; люди самых разных взглядов находят в его прозе подтверждения своим гипотезам и догадкам).

Итого 31

 

Людмила Улицкая

 За что получила

За утверждение той простой истины, что современный человек по сути не так уж и плох.

 Как она это делает

Улицкую больше всего интересуют люди. В этом смысле она уникальна. В центре ее внимания не мода, не актуальная политика, не сюрпризы истории, а именно люди, наши современники с их недостатками, достоинствами, грехами, талантами, верой и неверием. К своим героям она испытывает искреннее сочувствие — примерно так, как главный герой романа “Искренне ваш Шурик” испытывает сочувствие ко всем женщинам на своем пути.

 Вплоть до 2006 года Улицкая описывала простых, местами даже среднестатистических людей, показывая разные грани их характеров. А потом из того же материала создала “сверхчеловека” — переводчика Даниэля Штайна из одноименного романа, который целью своей жизни поставил ни много ни мало примирение разных наций и религий.

 Баллы   

 Премии — 5 (“Русский Букер”, 2001 год, “Казус Кукоцкого” — 300 тыс. рублей; “Большая книга”, 2007 год, “Даниэль Штайн, переводчик” — 3 млн рублей).

Признание экспертов — 5 (Улицкую любят критики самой разной направленности).

Тиражи — 5 (“Даниэль Штайн, переводчик” — более 400 тыс. экзем­пляров).

Наличие фанатов — 1 (романы Улицкой, как правило, о слишком интимных переживаниях, поэтому ее поклонники обычно помалкивают и скрывают свои чувства).

Публичность — 3 (не любит публичности, хотя периодически дает интервью).

Наличие экранизаций — 5 (фильм “Казус Кукоцкого” (2005) по одноименной книге).

Репутация — 5 (выбранная Улицкой человеческая тема оказывается универсальным ключом к сердцам самых разных читателей всех возрастных групп и подчас противоположных взглядов).

Итого 29

 

 Леонид Юзефович

 За что получил

За объяснение нашего настоящего через прошлое и нашего прошлого через настоящее.

 Как он это делает

Юзефович сочиняет исторические триллеры, причем в реальной истории находит сюжеты более богатые и интересные, чем любая выдумка. У него в книгах фигурирует заговор эсперантистов на Урале во времена Гражданской войны; монгольский князь, пытающийся продать душу дьяволу; русский самозванец, скитающийся по Европе в XVII веке. Все это — гибрид исторической реальности и мифов, который всякий раз оказывается актуальным и помогает читателю разобраться в событиях сегодняшнего времени. Юзефович нигде не утверждает, что история циклична, но при этом, например, Смутное время из его романа “Журавли и карлики” поразительно напоминает российские 90−е, а проблемы полиции в Российской империи конца XIX века очень похожи на те, что решают “менты” в наши дни. Оказывается, все это мы уже проходили, но выводов так и не сделали.

 Баллы

 Премии — 5 (“Национальный бестселлер”, 2001 год, “Князь ветра” — 300 тыс. рублей; “Большая книга”, 2009 год, “Журавли и карлики” — 3 млн рублей).

Признание экспертов — 5 (единодушное одобрение почти всех критиков).

Тиражи — 3 (меньше 100 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 1 (фанатского движения как такового книги Юзефовича не породили; он требует от читателя думать и анализировать факты, а к этому массовая аудитория не всегда готова).

Публичность — 3 (в публичные персонажи не рвется, но с прессой общается).

Наличие экранизаций — 5 (фильм “Сыщик Петербургской полиции” (1991) по повести “Ситуация на Балканах”; сериал “Казароза” (2005) по роману “Клуб “Эсперо””; сериал “Сыщик Путилин” (2007) по романам “Костюм Арлекина”, “Дом свиданий”, “Князь ветра”).

Репутация — 5 (вызывает уважение в разных политических лагерях — осторожностью и обдуманностью высказываний).

Итого 27

 

Владимир Маканин

 За что получил

За детальный и беспощадный анализ самых больных и острых общественных вопросов.

 Как он это делает

Маканин ведет собственную летопись российской жизни, фиксируя и анализируя такие важные ее составляющие, как судьба интеллигенции (“Андеграунд, или Герой нашего времени”) или война на Кавказе (“Кавказский пленный” и “Асан”).

 Маканин работает как зеркало российской действительности с эффектом многократного увеличения. Нельзя сказать, что он показывает то, чего нет, но его картинки нравятся далеко не всем — точно так же, как мало кому может понравиться отражение собственного лица со всеми его порами и угрями. Через полгода после вручения ему премии “Большая книга” роману “Асан” в интернете присвоили звание “худшей книги года”: это произошло стараниями ветеранов чеченских войн, капитально обидевшихся на писателя.

 Маканина порой обвиняют в “дешевых провокациях”. Дешевая или нет, но “провокация” — точное определение: писатель выбирает наиболее тяжелые для общества темы и представляет на суд читателя их исследование. А уж дальше каждый волен или возмущаться, что все у нас так плохо, или восторгаться, как искусно писатель показывает, что все у нас так плохо.

 Баллы

 Премии — 5 (“Русский Букер”, 1993 год, “Стол, покрытый сукном и с графином посередине” — $10 тыс.; “Большая книга”, 2008 год, “Асан” — 3 млн рублей).

Признание экспертов — 4 (либерально настроенные критики Маканина ценят за “правду жизни”, патриоты возмущаются и обвиняют писателя в передергивании исторических фактов).

Тиражи — 5 (на закате советской эпохи Маканин издавался многотысячными тиражами).

Наличие фанатов — 1 (как таковых фанатов Маканин себе не нажил, есть только верные читатели).

Публичность — 3 (не стремится к публичности, но время от времени дает интервью).

Наличие экранизаций — 5 (фильм “Орел и решка” (1995) по повести “На первом дыхании”; фильм “Пленный” (2008) по повести “Кавказский пленный”).

Репутация — 4 (у либералов пользуется абсолютным авторитетом, для консервативно-патриотической части общества он лжец и провокатор).

Итого 27

 

Александр Кабаков

 За что получил

За правдивое отражение нашего страха перед будущим.

 Как он это делает

Кабаков сумел уловить дух времени еще в конце 80−х, когда написал повесть “Невозвращенец” — антиутопию, которая запечатлела висевшее тогда в воздухе предчувствие гражданской войны. Впервые за всю советскую историю будущее начало пугать широкие массы, и Кабаков вербализировал популярный в те годы страх: суммарный тираж только официальных изданий перевалил за 200 тыс. экземпляров.

 Через 20 лет после “Невозвращенца” Кабаков снова написал антиутопию — роман “Беглецъ”, действие которого происходит в 1917 году, в последние месяцы досоветской России. Казалось бы, это дела прошлые, чего их бояться? Но события 1917 года оказываются уж больно похожи на наше время. А главное, и тогда, и сейчас, и 20 лет назад будущее по-прежнему нас пугает. В современной культуре Кабаков играет роль резонера-пессимиста, который к месту и не к месту произносит свое “memento mori” (помни о смерти).

 Баллы

Премии — 4 (“Большая книга”, 2006 год, “Все поправимо” — 1,5 млн рублей).

Признание экспертов — 4 (вызывает уважение, но не у всех, частенько его поругивают).

Тиражи — 5 ( “Невозвращенец” — свыше 200 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 1 (ярых фанатов у Кабакова нет).

Публичность — 3 (в публичные персонажи не рвется, но часто появляется в СМИ).

Наличие экранизаций — 5 (фильм “Невозвращенец” (1991) по одноименной повести).

Репутация — 4 (его умеренно-либеральные и умеренно-консервативные взгляды как притягивают, так и отталкивают оба лагеря критиков).

Итого 26

 

Сергей Лукьяненко

 За что получил

За популяризацию конформизма и традиционных ценностей.

 Как он это делает

Как и Пелевин, Лукьяненко показы-вает скрытые механизмы функционирования реальности вокруг нас. В “Дозорах” и “Черновике” можно найти объяснение самым разным событиям современной жизни, от политических до бытовых. Но объяснения, которые предлагает Лукьяненко, гораздо проще пелевинских: его мир по-манихейски разделен на добро и зло, черное и белое. При этом каждая политическая сила склонна видеть в “темном” Дневном дозоре своих оппонентов, а в “светлом” Ночном дозоре — себя.

 Правда, иногда выясняется, что зло бывает и не таким уж злым, а добро не по делу пускает в ход кулаки. Но все же на фоне общественного постмодернизма, который принципиально не отличает добро от зла, проза Лукьяненко выглядит глотком традиционализма. Он продолжает гнуть линию советской фантастики, всем знакомой с детства. А его персонажи в массе своей конформисты: даже самые героические из них то и дело перестают геройствовать и плывут по течению. В этом писателю удалось поймать дух времени: массовый читатель нулевых годов, человек эпохи “стабильности”, с радостью принял этот конформизм, сочетающийся с пат­риотически-консервативными воззрениями самого Лукьяненко.

 Баллы

 Премии — 1 (не получал).

Признание экспертов — 3 (Лукьяненко — единственный из фантастов, о ком регулярно пишут критики не из фантастической тусовки. Правда, хвалят его редко).

Тиражи — 5 (стартовый тираж от 200 тыс. экземпляров для книг Лукьяненко — обычное дело).

Наличие фанатов — 5 (уже добрых десять лет Лукьяненко является кумиром масс, по его книгам проводятся ролевые игры).

Публичность — 3 (публичности не любит, но на публике показывается и интервью дает).

Наличие экранизаций — 5 (фильмы “Ночной дозор” (2004) и “Дневной дозор” (2006) по одноименным романам; фильм “Азирис Нуна” (2006) по книге “Сегодня, мама!”; запланировано еще несколько картин).

Репутация — 4 (является авторитетом для большой группы приверженцев традиционных ценностей и “стабильности”; других его взгляды, скорее, отталкивают).

Итого 26

 

Борис Акунин

 За что получил

За создание эскапистского мифа о золотом веке России.

 Как он это делает

Первые романы об Эрасте Фандорине имели посвящение: “Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом”. В конце 90−х годов, в разгар пересмотра российской истории с новых идеологических позиций, беллетрист Акунин начал создавать эскапистский миф для “умного”, но не слишком интеллектуального читателя — миф о прекрасной России конца XIX столетия.

 Акунин нашел эпоху, которая, с одной стороны, всем хорошо известна, а с другой — не вызывает особых споров. Из языка классической литературы XIX века, знакомого всем по школьной программе, из изящных детективных построений и общего прекраснодушия героев, даже и отрицательных, он создал идеальный мир эскаписта, куда можно было бежать от дефолта, войн в Чечне, политики и неприятностей на работе. Целому поколению российских офисных работников Акунин дал надежное убежище от настоящего.

 Баллы

 Премии — 1 (на премии не номинировался и шансов не имеет: премии не любят развлекательную литературу).

Признание экспертов — 3 (“интеллектуальные” критики его не любят, но для глянцевых изданий он — фаворит).

Тиражи — 5 (средний тираж — больше 200 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 5 (мир Фандорина, Пелагии и других акунинских персонажей является предметом массового безумия уже почти десять лет).

Публичность — 3 (светиться в прессе не любит, но иногда напоминает о себе яркими медийными жестами: например, интервью с Михаилом Ходорковским в журнале Esquire).

Наличие экранизаций — 5 (фильмы “Азазель” (2001), “Турецкий гамбит” (2004), “Статский советник” (2005), а также сериал (2009) “Пелагия и белый бульдог”).

Репутация — 4 (известен как убежденный либерал, за что ценим одними и ненавидим другими).

Итого 26

 Дмитрий Быков

 За что получил

За способность найти общий язык с каждым — вне зависимости от убеждений, политических пристрастий и т. д.

 Как он это делает

О Быкове как-то пошутили, что он, как газ, заполняет любое отведенное ему пространство. Он ведет программы на радио, а до недавнего времени и на телевидении, публикует статьи, рецензии и колонки в газетах и журналах самой разной направленности. Любителям поэзии он предлагает стихи, любителям прозы — романы, причем написанные в струе модных тенденций своего времени. Для тех, кому не нравится художественная литература, есть нон-фикшн: биографии Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

 Для интеллигентов Быков рисует портрет Окуджавы как представителя особой советской аристократии, для пессимистов — страшноватую антиутопию “Списанные” про то, как самые разные люди вдруг обнаружили себя в зловещих списках, составленных кем-то неизвестно для чего. Идеальный универсальный писатель эпохи тотального кризиса всех идеологий.

 Баллы

 Премии — 5 (“Национальный бестселлер”, 2006 год, “Борис Пастернак” — 300 тыс. рублей; “Большая книга”, 2006 год, “Борис Пастернак” — 3 млн рублей).

Признание экспертов — 4 (некоторым критикам не нравится его идеологическая всеядность, но каждая новая книга Быкова становится событием).

Тиражи — 2 (ни одна книга еще не вышла тиражом больше 50 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 3 (есть немногочисленное, но хорошо организованное фанатское движение и фан-клубы).

Публичность — 4 (так или иначе постоянно присутствует в СМИ: ведет колонки в журналах, программу на радио “Сити-FM”, вел телепрограмму “Времечко”).

Наличие экранизаций — 1 (пока о них только ведутся переговоры).

Репутация — 4 (Быков мог бы быть авторитетным литератором, но ему вредит то, что он не “над” всякими идеологиями, а, наоборот, солидарен с любой из них).

Итого 23

 Евгений Гришковец

 За что получил

За воспевание радостей жизни и повседневного быта простого современного человека.

 Как он это делает

Ленин утверждал, что “электрон так же неисчерпаем, как и атом”. Евгений Гришковец доказывает, что человек — и в первую очередь его быт, ежедневные поступки и мысли — так же неисчерпаем, как электрон. Его рассказы, романы и пьесы — изложения самых обыденных баек, дневниковых записей, воспоминаний о молодости, школьных и университетских годах, анекдотов про соседей, попутчиков или случайных знакомых, которые перемежаются размышлениями о смысле бытия. Читатели легко узнают себя во всех перечисленных историях, байках и анекдотах, и даже рефлексия в произведениях Гришковца вполне архетипична.

 При этом бытие заурядного человека у Гришковца получается радостное: даже если встречаются грустные эпизоды, общего светлого впечатления они все равно испортить не могут. Все неприятности тонут в сладко-доброжелательном и всепрощающем стиле изложения. Гришковец, как добрый сказочник, убаюкивает невротическое поколение 30–40−летних, переживших не один кризис.

 Баллы

 Премии — 1 (ничего не получал).

Признание экспертов — 3 (критики относятся к нему холодно, но новые книги все-таки рецензируют).

Тиражи — 4 (в последние годы средний тираж — больше 100 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 3 (есть активно действующие фан-клубы Гришковца).

Публичность — 4 (мелькает в прессе и на телевидении, вел собственную телепередачу, но в итоге счел этот опыт неудачным).

Наличие экранизаций — 4 (по произведениям Гришковца есть много театральных постановок).

Репутация — 3 (моральным авторитетом не является по собственному выбору, поскольку предпочитает вообще не высказываться публично по глобальным вопросам).

Итого 22

 
Алексей Иванов

 За что получил

За воспевание российской провинции и уравнивание ее в правах со столицами.

 Как он это делает

Иванов прорубил окно на восток России, придав своей Перми полусакральный статус. Не исключено, что именно через это окно в Пермь пришли Марат Гельман и государственные деньги на культуру.

 Нельзя сказать, что до Иванова никто и никогда не писал про российскую провинцию. Например, Леонид Юзефович сам долгие годы жил в Перми, и в этом городе разворачивается действие его “Казарозы”. Но именно Иванов ухитрился создать устойчивый миф о самодостаточности провинции в нашей центростремительной стране, где, согласно общепринятому мнению, все сущее стремится перебраться в Москву или хотя бы в Питер.

 В “Сердце Пармы” и “Золоте бунта” пермская версия истории оказывается гораздо интереснее официальной, которая идет из Москвы и Питера. В официальной версии — цари, императоры, крепостное право, указы, министры, бунты и войны, все скучное и безликое; в пермской — волшебство, боевые лоси, осадные сани, загадочные вогулы, красивые обряды и великая река Чусовая.

 Баллы

 Премии — 1 (ничего не получал, хотя несколько раз фигурировал в шорт-листах).

Признание экспертов — 4 (в среде критиков у Иванова есть как ярые сторонники, так и ярые противники).

Тиражи — 3 (средний тираж не выше 100 тыс. экземпляров).

Наличие фанатов — 5 (пермская общественность носит Иванова на руках, особенно в его противостоянии с Маратом Гельманом. По его книгам проводятся ролевые игры, а летом 2009 года в Перми прошел фестиваль “Сердце Пармы” имени Иванова).

Публичность — 3 (редко выезжает из Перми, в публичные персонажи не рвется, но интервью дает).

Наличие экранизаций — 1 (ведутся переговоры, но до съемок дело пока не дошло).

Репутация — 5 (моральный авторитет, имеет репутацию муд­реца из уральской глубинки, к которому можно обращаться по особо важным вопросам).

Итого 22