Алые паруса. Хроники деградации

Традиционный праздник выпускников «Алые паруса» оказался самым нетрадиционным по абсурду, безвкусице и параноидальной логике.

Еще на репетиции «Алых парусов» можно было заметить одну странность: бриг «Россия» входил в акваторию Невы не под хрестоматийную мелодию Максима Дунаевского из фильма «В поисках капитана Гранта» (или, на худой конец, Чайковского), а под песенку «Вместе весело шагать». На репетиции казалось, что это просто ошибка оператора, включившего не ту фонограмму. Однако именно так и было задумано. Но это еще не весь ад.

Трехчасовая трансляция «Алых парусов» состояла из концерта с попсой, разбавляемой конферансом Дарьи Александровой и Ивана Урганта с его глубинно глумливыми замечаниями.

Под конец концерта между ними состоялся диалог на тему, что в их школьные времена никаких «Алых парусов» не было. Дарья Александрова рассказала, как их класс после ресторана посадили в автобус и повезли на экскурсию по соборам. Иван Ургант заметил: «Ну конечно! Путь во взрослую жизнь должен начинаться через православие». И тут же добавил, раз уж затронута тема веры, то перед и после концерта следующей певицы ему всегда хочется пойти в собор. Вышла певица Лобода в сверкающих трусах (этакий бюджетный вариант Мадонны отечественной сборки). Но это еще не весь ад.

Безголосье Лободы сюжетно подхватил юноша-гаврош и спел на набережной какую-то надрывную песню. Гаврош, как я поняла, являлся промежуточным звеном между Лободой, вводящей Ивана Урганта в религиозный экстаз, и Ледовым побоищем.

На стенах гранитного спуска Стрелки Васильевского острова возникли тени с дубинами, затем появились сами рыцари. Впереди стоял облаченный во все самое лучшее Александр Невский. Рельефные белые крылышки над переносицей его шлема, почему-то на груди и на рукояти меча, а также гладкая сверкающая сероватая кираса (вместо кольчуги) в своем колористическом сочетании придавали святому благоверному князю откровенно вермахтовский вид. Ему противостоял примерно такой же мачо, но с более европейским типом лица.

Два войска стояли друг напротив друга на картонном льду. Стоило Александру Невскому воткнуть в картон свой бутафорский меч, как невидимый режиссер нажал на кнопочку, и по льду пошли трещины. Немецкий рыцари стали безропотно биться в конвульсиях (ведь на жаре под 35 градусов тяжело носить на себе доспехи, пусть и бутафорские). Некоторые радостно проваливались в картонные полыньи с прохладной водой. Но это еще не весь ад.

Победа наместника Золотой орды над разносчиками европейской цивилизации была возвещена звуками гимна Ленинграду авторства Глиэра. Вот в этот самый момент и выйти бы бригу «Россия». Но нет. Дальше заиграла песенка из детского фильма «Приключения электроника»: «До чего дошел прогресс!» Строчку про то, что «труд физический исчез» убрали. Камера перенеслась в лабораторию Ломоносова, в которой он изготавливал какие-то вещества. Ломоносова сменил плохо загримированный Пушкин, поющий «Прекрасен наш союз».

Затем камера снова вернулась на Стрелку Васильевского острова, где стоял картонный центр управления полетами. Между креслами бегали слишком плотно для 30-градусной жары загримированные танцоры и изображали волнение. На экранах появился Гагарин. Как только прозвучала знаменитая фраза «Поехали!», танцоры дежурно оттанцевали спортивный танец и успокоились, потому что зазвучала музыка Эдуарда Артемьева из финальной сцены «Свой среди чужих» Михалкова. И вот опять, почему бы паруснику не выйти в акваторию Невы под эту музыку? Но не все так просто. Победив псов-рыцарей на картонном льду, Александр Невский взобрался на бриг «Россия» и гордо встал на палубе. По обе стороны от него стояли: Петр Первый и хоккеист (не спрашивайте), по другую руку – Ломоносов и космонавт. Как я понимаю, людей в шлемах добавили для симметрии по одинаково круглой форме их головных уборов.

В общем, тут и начинается самый ад. Потому что благоверный князь после минорной музыки Артемьева задорно запел: «Если с другом вышел в путь – веселей дорога». И далее по тексту. Замене подверглась одна строчка: вместо «когда мои друзья со мной» пели «Что мне снег, что мне зной, / Что мне дождик проливной, / Когда моя страна со мной!» Петр Первый и Ломоносов были на подпевках у Александра Невского. А распевали они это все под триколором на носу брига.

«Дождик проливной» незаметно перешел в мелодию «Под небом голубым есть город золотой». В кадре опять возник юноша-гаврош. Во время возникшей паузы он дурным голосом начал петь гимн России. Вся набережная, Александр Невский и Петр Первый, рыцари на гранитном спуске Стрелки и загримированные танцоры из центра управления полетами этот гимн подхватили.

Изменения в драматургии праздника «Алые паруса» можно измерять президентскими сроками. На границе первого и второго президентства шхуна под алыми парусами выходила под звучание симфонического оркестра. Чайковский, Вивальди, Свиридов и его «Время, вперед!», финальное шествие шхуны по Неве под хоровое пение «Оды к радости» (9-й симфонии Бетховена) и мелодию из фильма про поиски капитана Гранта…

К пятому сроку от классики остался только «Город золотой» Бориса Гребенщикова. Странное сочетание рыцарских лат и петровских мундиров с детсадовской песенкой «Вместе весело шагать» можно объяснить только одним: социальным заказом на пропаганду в одном флаконе сразу трех скреп: круглой даты с первого полета в космос, 30-летия российского флага и 800-летней годовщины со дня рождения Александра Невского. Троица на носу брига под алыми парусами символизировала современную модель государства, где наука (Ломоносов) и государственное управление (Петр Первый) существуют с оглядкой на благословение золотоордынского посланника.

При желании в щедрой абсурдности прошедших «Алых парусов» можно также увидеть спор физиков и лириков, который окончился в пользу безупречного инженерного и технологического оснащения праздника, удивительно согласованной работы правоохранителей и полным позором сценарно-режиссерско-актерской школы Петербурга.

В качестве доказательств вот ссылки: на храбрую пятерку с хоккеистом и Александром Невским – И трансляцию, которую, для экономии времени, можно смотреть с 02:48:00.

Елена Рыйгас, ассоциированный научный сотрудник СИ РАН

P.S. Немного скучных фактов с сайта «Алых парусов» (https://parusa-peterburg.ru/): «Кораблями, ходившими под алыми парусами в разное время, были разные суда. Первой по Неве плавала шхуна «Ленинград» (ранее «Надежда»), являвшуюся немецкой трофейной шхуной «Дер Зеетойфель» — DerSeeteufel (что в переводе с немецкого означает «морской чёрт»). В 1930-х годах она принадлежала графу Феликсу фон Люкнеру, являвшемуся главным германским корсаром Первой мировой войны. В дальнейшем судно выступало в качестве морской резиденции Геббельса, Дёница и Гиммлера».