Михаил Прохоров намерен выпустить в России собственную марку автомобиля. Предлагаем вашему вниманию презентацию, которую разработчик автомобиля «Яровит Моторс» сделал для потенциальных инвесторов в конце прошлого года. Завод до сих пор выпускал лишь тяжелую спецтехнику под маркой Yarovit, а теперь взялся сделать совсем компактную модель класса «А», четырехместный гибрид – для рынка, на котором компакты принципиально непопулярны. Но Прохоров планирует инвестировать в проект около €100 млн евро уже на начальном этапе. А Владимир Путин, по некоторым данным, хотел бы, чтобы новая машина производилась на «АвтоВАЗе».
Работа над проектом началась два года назад, и еще два года уйдет на подготовку “машины Прохорова” к производству, сообщает slon.ru. Пока автомобиль существует лишь в чертежах. С технической точки зрения, “Эко” (рабочее название) представляет собой однообъемник c гибридным мотором: в одном режиме автомобиль приводит в движение электродвигатель и питает литий-ионная батарея, в другом – активизируется 0,6-литровый двигатель внутреннего сгорания на сжатом природном газе. На суммарном резерве энергии автомобиль может проехать до 400 км. В крышу машины встроена солнечная батарея в качестве дополнительного источника питания.
По размерам “Эко” – нечто среднее между Daewoo Matiz и Lada Kalina. При этом автомобиль значительно превосходит по цене (€9000 евро) даже недорогие иномарки вроде Peugeot 107 и Chevrolet Spark. А по максимальной скорости прохоровская малолитражка (120 км/ч) уступает всем своим конкурентам, даже “Жигулям” и снятой с производства в прошлом году “Оке”. Последнюю экология как раз и сгубила: после того как в России начал действовать запрет на двигатели с экологическим стандартом ниже “Евро 3”, на “Оку” пришлось поставить новый китайский мотор. Из-за этого модель подорожала почти вдвое и оказалась никому не нужна.
“Эко” достаточно широкий, но, тем не менее, предполагается, что внутри смогут разместиться лишь 4 человека. Дополнительно можно, правда, установить детское кресло. Главное достоинство гибрида: он расходует меньше топлива, чем “одноклассники” – 3,5 литра на 100 км.
У модели будет несколько опций, достаточно редких даже для дорогих иномарок: например, автоматические сдвижные двери, которые открывает дистанционный “ключ зажигания” с дополнительными функциями телефона, навигатора и аудио- и видеопроигрывателя. Ключ, представленный в презентации, с виду неотличим от “айфона”. Другой достаточно дорогостоящий “аксессуар” – стекла с эффектом “хамелеон”. Впрочем, цена, которую обещает производитель, для гибрида и без этих “наворотов” невысока. А значит, скорее всего, редкие опции отпадут сами собой, как это часто бывает, когда концепт доходит до серийного выпуска.
Впрочем, в “Яровите” признают: для того, чтобы удержать заявленную цену, необходимо делать несколько сотен тысяч таких автомобилей в год. Но собирать столько машин в России бессмысленно. Весь рынок машин класса “А” даже до кризиса не превышал 50 000.
Невысок в России и уровень экологической сознательности граждан: мало кто захочет платить больше за дружелюбную к природе “яромашинку”. Даже крупные иностранные концерны, которые выпускают гибриды для других рынков, не везут их в Россию из-за отсутствия спроса. “Мы попросили наших дилеров провести опрос среди клиентов, и выяснили, что пока интереса к гибридам в России нет”, – рассказал Максим Полозков, официальный представитель компании Honda в России.
Выбор площадки
По неподтвержденным сведеньям, во время встречи Михаила Прохорова с Владимиром Путиным премьер настаивал на том, чтобы бизнесмен развивал проект совместными усилиями с Волжским автозаводом. Впрочем, сам “АвтоВАЗ” уже несколько лет как отказался от мысли сделать экологически чистый автомобиль. “По всем расчетам выходило, что цена на такую модель будет слишком высокая”, – пояснили на заводе. Пока переговоров между “АвтоВАЗом” и “Яровитом” нет. “АвтоВАЗ” ориентирован на Renault. А так как у французов есть собственные разработки в этой сфере, скорее всего, форсировать диалог производитель не станет. Но выпуск “Эко” на “АвтоВАЗе” не поможет качественно сократить издержки: слишком много у тольяттинцев собственных проблем.
У самого “Яровита” не было планов привлекать к работе других российских производителей. Завод “Яровит-Моторс” в Санкт-Петербурге действует с 2003 года. Здесь выпускают тягачи, самосвалы и бетономешалки. Производитель входит в группу компаний “Яровит”, подразделения которой распределены между Минском, Москвой, Санкт-Петербургом и Туркменистаном. Холдинг возглавляет бизнесмен Андрей Бирюков, которого с Михаилом Прохоровым связывают не только деловые, но и дружеские отношения. Помимо автомобилестроения, “Яровит” занимается энергетикой, строительством коттеджей, розничной торговлей и банковским бизнесом.
Во втором полугодии 2010 года “Яровит Моторс” планирует начать строительство нового, второго автомобильного завода на территории Санкт-Петербурга. Изначально предполагалось, что завод станет базой для партнерства с неким иностранным производителем крупных грузовиков. Но она пока так и не состоялось. По словам представителя “Яровита”, где точно будет производится “Эко”, еще не определено. Однако, с большой вероятностью, если легковушка когда-нибудь вообще дойдет до конвейера, выпускать ее будут именно здесь. Завершить строительство завода планируется к концу 2012 года.
Впрочем, где именно собирать машину – не самый важный вопрос для “Яровита” и его партнера Прохорова. Сложности, куда вероятнее, могут возникнуть с компонентами, считают специалисты. По мнению сотрудника НИИ Автотранспорта Сергея Мороза, чтобы организовать в стране сборку “Эко”, потребуется договориться о том, чтобы на него работали сразу несколько крупных оборонных заводов страны. А общая стоимость запуска новой модели в производство обойдется в около $1 млрд, подсчитали в ИК “Финам”.
Тем не менее, Михаил Прохоров планирует инвестировать на первоначальном этапе около 100 млн евро в развитие проекта, а взамен получить долю в предприятии, говорят в “Яровите”; конкретный размер доли пока не известен. В “Онэксим-групп” Прохорова не подтверждают, но и не опровергают этих данных. Впрочем, даже если считать, что инвестиции, необходимые для строительства производственной площадки, у “Яровит Моторс” есть, надолго средств, выделенных миллиардером, не хватит. Ведь только на разработку платформы нужно вдвое больше, а это – лишь основа для будущего автомобиля. А значит, будущее гибридного компакта будет напрямую зависеть от благосклонности чиновников.