Балаганчик против технологий

В галерее «Навикула артис», входящей в арт-центр Пушкинская, 10», открылась выставка фотохудожника Андрея Чежина «Балаганчик». Автор предпослал своему проекту эпиграф из Александра Блока: «Вот открыт балаганчик / Для веселых и славных детей…», а также короткий комментарий.

В последнее время развитие цифровых технологий и использование в них ИИ, а главное, их практически всеобщая доступность, направляют мои поиски в область раннего получения фотографических изображений.

Одним из таких способов была фотограмма. Это изображение, полученное фотохимическим способом без использования камеры путем экспонирования объектов, лежащих на светочувствительной бумаге.

Серия работ «Балаганчик — 1, 2, 3», 2023, черно-белая фотография, сепия продолжает работу с фотограммами, полученными методом обращения с дальнейшим выборочным тонированием. Эпиграф из стихотворения Блока объединил эти изыскания.

А.Чежин

Первые фотограммы появились больше 200 лет назад, в самом начале XIX века, раньше, чем дагерротипы. В ХХ веке фотограммы обрели новое дыхание, ими увлекались сюрреалист Ман Рей и русский авангардист Эль Лисицкий, некоторые советские фотографы, например, Александр Хлебников.

Любимые чежинские персонажи – беззащитные куклы (дети и взрослые) доминируют и на новых фотограммах, создавая эффект то ли обреченности, то ли тайного знания о чем-то светлом.

Б.В.


Теги: