6 октября художник (художники), работающий под псевдонимом Banksy, подтвердил абсолютно коммерческий характер своей нынешней деятельности. Картинка «Девочка с воздушным шаром”, созданная в 2006 году, была продана на лондонском аукционе Sotheby’s за 1 млн фунтов. После чего немедленно, причем ровно на половину, «самоуничтожилась» с помощью дистанционно управляемого «шредера» – офисного измельчителя бумаги. Он был встроен в тяжелую позолоченную раму.
Комментарии Banksy, как он вставил шредер и это осталось незамеченным для аукциона, относится к разделу «сказок для детей».
При нынешних тотальных требованиях к безопасности, все вносимое в места проведения аукционов тщательно проверяется. Шредер начинен металлическими резаками, скрыть их невозможно. Значит, это была совместная акция Banksy и аукциона.
Сразу же появился комментарий, что цена порезанной «Девочки» возрастет в два раза. Нынешний покупатель имеет полное право вернуть лот и потребовать деньги, так называемую резервную стоимость, за уничтоженную вещь. Если он это сделает, то «Девочка» может быть снова выставлена на торги. Тогда посмотрим, на сколько миллионов она потянет.
Вот так заканчивается симпатичная карьера анонимного граффитиста, и продолжается грамотное выжимание денег из воздуха.
Кто такой Banksy
Никто не знает, кто такой Banksy. Понятно, что это псевдоним английского стрит-арт художника (или группы художников).
Существует целый букет версий, кто на самом деле прячется за именем Banksy. Самая популярная — что это 44-летний британский граффитист, он же — рок-музыкант, то ли из Бристоля, то ли из Ливерпуля, который часто пользуется трафаретами, что успеть что-то нарисовать на стене до приезда полиции.
Анонимность художника в сочетании с его плодовитостью и мобильностью породила еще одну версию – мы имеем дело с коллективным автором, который зарегистрировал товарный знак BANKSY и выставляет под ним свои работы. Будь то тиражные вещи или произведения в единственном экземпляре. Сделанные на бумаге или нарисованные на стенах, а потом сфотографированные.
Знаменитостью Бэнкси стал благодаря Интернету – раньше работы уличных художников видели только прохожие, теперь чтобы стать знаменитым надо выложить фотографию этой работы в сеть. Однажды Бэнкси перестал подписывать свои работы и с тех пор многие с азартом ищут новые картины на улицах, выкладывают фото граффити в интернет и спорят об авторстве. Правильный ответ – Бэнкси или нет – можно получить через 2-3 месяца – Бэнкси публикует на своем сайте подборку свежих работ.
Бэнкси – это первый стрит-арт-художник, чьи работы попали на аукционы. Когда стоимость работ Бэнкси перевалила за сотню тысяч долларов, появились подделки. Бэнкси завел Pest Control — организацию, занимающуюся аутентификацией его работ. Обладателям настоящего Бэнкси приходят специальный документ и половина банкноты в 10 фунтов, где вместо Елизаветы II нарисована принцесса Диана.
В Петербурге плохо ходят на Бэнкси
Выставка «Banksy. Гений или вандал?», которая работает в Манеже Конюшенного ведомства, не вызвала ажиотажа, сопровождавшего ее летний показ в Москве.
Когда после открытия выставки в Москве в соцсетях появилось письмо Banksy, что он на этот проект не соглашался и денег за показ своих работ не берет, это было воспринято как маркетиновая акция.
Во-первых, потому, что все работы, привезенные в Россию, принадлежат законным владельцам. Они имеют полное право свою собственность выставлять. С правом воспроизведения в коммерческих целях, например, для продажи, маек, открыток и другой сувенирной продукции, где используются рисунки BANKSY, дело обстоит сложнее. Но это отдельная тема. Кстати, протестов такие продажи не вызвали.
Во-вторых, на выставки BANKSY в разных странах продаются билеты, и он не протестует. Уже не говоря о том, что его работы торгуются на аукционах, причем за очень приличные деньги. Рекорд – 1,9 млн доларов за работу «Борьба с вредителями» был установлен в 2008 году.
Феномен успеха Banksy в его умелом использовании достижений искусства ХХ века, прежде всего поп-арта и его лидера Энди Уорхола . Banksy этого и не скрывает достаточно взглянуть, например, на портреты Кейт Мосс или трафаретную Мону Лизу.
На поп-артовскую основу умело положена востребованная по всему миру социальная, анитвоенная, антиглобалистская проблематика – демонстранты в масках мечут букеты цветов вместо «коктейлей Молотова»; лицо обмундированного по полной программе полицейского заменено «смайликом», а за спиной у него выросли белые ангельские крылья; дикари в набедренных повязках мечут «антиконсюмеристские» копья в тележки из супермаркета.
Фанаты BANKSY регулярно посещают сайт художника и ждут появления там новых остроумных картинок. Причем неважно, это муралы на штукатурке или фотошопы. Важная идея, заложенная в изображении.
Ответ на вопрос, заданный названием выставки «Banksy. Гений или вандал?» (опять же маркетинговым) очевиден. Ни то, ни другое. Не гений, потому что глубоко вторичен. Не вандал, потому что любой кусок штукатурки, где появится логотип Banksy становится золотым.
Вадим Шувалов