Без обеда? Без обид!

Обеденные перерывы – пожалуй, последнее из завоеваний социализма, оставшееся нам в наследство. До сегодняшнего дня из крупных организаций часовой перерыв в работе посреди рабочего дня практикуется только в Сбербанке и Почте России. Все прочие банки (за редким исключением), а также магазины и даже столовые, давно расстались с обедами. Просто потому, что это неудобно для клиентов. И только Сбербанк держался до последнего, гарантируя сотрудникам человеческие условия существования. Но вот и он пал жертвой безудержной гонки ВВП. Официальная причина отмены обедов – шаг навстречу клиентам.

Минувшим летом Сбербанк заказал международной консалтинговой компании McKinsey исследование, позволяющее уменьшить издержки. McKinsey предложили то же самое, до чего додумались все остальные банки с десяток лет назад. Эксперимент, проведенный летом  в трех отделениях Сбербанка –  в Москве, Нижнем Новгороде и Барнауле, доказал, что издержки действительно уменьшились. Банк перестал терять часть клиентов. После чего было принято решение отменить обеденные перерывы. С 15 октября – во всех отделениях Петербурга и Москвы, а до конца года по всей стране. Плавный переход к новому режиму начался уже сейчас. В Москве, например, из 751 отделения уже более 50 работают без перерыва. В Петербурге интенсивный переход на непрерывный график начался на прошлой неделе.

Чтоб проверить, насколько это удобно, и посочувствовать сотрудникам, я отправился в ближайшее  отделение Сбербанка на пр. Энгельса. И был приятно удивлен – здесь, даже ценой потери прибыли,  сотрудников ни в чем не ущемили.

Расписание работы гласило: с 9.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00 и только каждый третий четверг – 15.00 – 19.00 (без перерыва!).

– Обед у нас по-прежнему будет с 14.00 до 15. 00  ежедневно. Его отменили, но только в тех отделениях, где есть такая возможность, – защебетали сразу три кассирши в одном окошке, когда я поинтересовался, почему нововведение не дошло до близкого мне отделения.

– Обед отменяется только в крупных  отделениях, где больше 6 окон для приема посетителей, а у нас, как видите, – ровно шесть, – пояснила Екатерина Канищенко, операционист.

– Без обеда вы никак не смогли бы?

– Это невозможно. Представьте себе 12 часов беспрерывного общения с клиентами.

Таким образом, бесчеловечная реформа победила только в отдельно взятых отделениях, в остальных защита труда сотрудников важнее наживы. Как гласит свежий норматив, даже в тех отделениях, где обед отменили, сотрудники будут иметь возможность уходить на обед по плавающему графику: в период с 12 до 16 часов, подменяя друг друга. Общего перерыва не будет. Клиент должен его не заметить. Однако и число сотрудников в “обеденный период” увеличиваться не будет, официально должность “запасной” пока не введена. Так что не обессудьте, если придется немножко постоять в очередях.  

Алексей Орешкин