Если бы «Охта центр» уже не был придуман коллективным разумом газпромовских топ-менеджеров и британских архитекторов, то его обязательно стоило бы придумать еще раз. Высотное здание на Охте еще до своей постройки принесло Петербургу немалую пользу. Во-первых, оно стало мощным импульсом для возрождения в городе движения по защите культурного наследия. А во-вторых, не меньшим импульсом для петербургских творцов. На днях очередной образец такого творчества появился в одной из социальных сетей.
Вопрос о том, нужно ли защищать городские памятники от “Охта центра”, пока можно считать открытым. Оппозиционные политики уверены, что нужно. Сами разработчики проекта считают, что никакого вреда городу он не нанесет – одну только пользу. Все остальные горожане разделились “по интересам” в этом вопросе, но равнодушных практически нет.
Споры пока не приводят к согласию, но об одном уже можно сказать точно – именно газпромовскому проекту мы обязаны небывалым интересом к культурному наследию Петербурга. Есть ли какая-то угроза городу или ее нет, но одной силой мысли авторы небоскреба уже внесли свой вклад и в борьбу за петербургские памятники, и в оживление замершей политической жизни. Митинги, марши, новые общественные организации, вдохновенные выступления с трибуны в Госдуме, посвященные центру на Охте, – политикам скучать не приходится. А ведь казалось, что мы окончательно оказались в “однополярном” политическом мире.
Мощную дозу творческого адреналина получили и актеры и художники. Одни просто пишут всевозможные письма (как в защиту проекта, так и против него). Другие снимают о нем фильмы. Третьи рисуют картины. Так, петербургская художница Галина Фесенко (которая, кстати, выступала на общественных слушаниях в защиту проекта), изобразила свое видение будущего Петербурга. На ее картине “Огни большого города” это будущее
сверкает, отражаясь в стеклах общественно-делового центра за Большеохтинским мостом.
Группа других художников решила показать абсурдность строительства современного высотного здания в городе классической архитектуры. Для этой цели художники вписали изображение башни на полотна мировой живописи. Не в подлинники, конечно, – в цифровые копии. Блогеры выбрали полотна Моне, Иванова, Айвазовского, Шишкина, Мунка, а результаты разместили в “ЖЖ” и в социальной сети “Vkontakte.ru”.
“Они говорят: Питер сер и депрессивен. Им нужен большой и блестящий
символ. Пожалуйста!!!” – такая надпись красуется под коллажами на страницах “Vkontakte.ru”. Однако надо заметить, что любителей искусства авторы этой акции испугать не смогли. Более того, их работы получились настолько талантливыми, что скорее похожи на нетривиальную рекламу “Охта центра”, чем на антирекламу.
Рискну предположить – если бы Русский музей организовал выставку с “башенными” вариантами “Грачей” Саврасова, “Явления Христа народу” Иванова, Перовской “Тройки” и “Утра в сосновом лесу” Шишкина, то на них пришло бы посмотреть даже больше народа, чем на классические шедевры. Это, конечно, не доказывает, что на полотнах великих мастеров обязательно нужно что-то “намалевать”, чтобы вернуть к ним интерес (который, в принципе, никуда не пропадал). Но доказывает другое – смесь старого и нового может оказаться очень живой.
Уже не первый год в Петербурге при стечении широкой публики проходит фестиваль “Современное искусство в традиционных музеях”. Благодаря смелым идеям современных художников в музеи приходят сотни людей. Быть может, правы авторы небоскреба, и это как раз “охтинский” сценарий?
Башенные картинки:
http://shamukov.livejournal.com/10878.html?mode=reply
http://community.livejournal.com/save_sp_burg/1380139.html