“Блондинка”: ослепительный бред

Ничего хорошего о Мэрилин Монро мы не узнаем из нового фильма Эндрю Доминика

Икона стиля,секс-символ Голливуда, поп-идол, улыбчивая блондинка, по которой сходил с ума весь мир, девушка пин-ап Мэрилин Монро по цитируемости в культуре уступает может быть лишь Микки-Маусу. Искрометное чувство юмора, живой ум, природная харизма, магнетическое обаяние сочетались у нее с независимостью и силой характера, чувственность и сексуальность с детской непосредственностью.

Она обладала особой силой, заставляющей мужчин терять дар речи от восхищения. Самая узнаваемая актриса в истории кино осталась загадкой, которую до сих пор пытаются разгадать писатели, журналисты и художники всех мастей. Эксплуатируя её образ, они создают произведения, в корне отличающиеся от действительности, основанные на слухах и противоречивых свидетельствах.

Мифологизированность,появившаяся еще при жизни Монро, дает им право искажать биографию актрисы до неузнаваемости, вертеть фактами и паразитировать на громком имени.

Культ трансформируется, каждая новая версия несет в себе багаж Монро предыдущих эпох. Эндрю Доминик в фильме “Блондинка” (2022) попытался переосмыслить образ Мэрилин, согласуя его с современными реалиями. Фильм был снят по роману Джойс Кэрол Оутс, что – по идее – снимает с режиссера всю ответственность за сюжетную линию, произведение не является биографическим, упускает многие важные моменты жизни актрисы и добавляет новые лжефакты, например, роман с сыновьями Чарли Чаплина и Эдварда Дж.Робинсона и несколько абортов.

Фильм – фантазия, очень мрачная и трагическая, похожая на страшный сон, обрывистая и нелогичная. Художественный вымысел превращает культовую кинозвезду в женщину, существующую ради мужчин и выполняющую все их прихоти. В течение почти трех часов зрители наблюдают как Ана де Армас в образе Монро подвергается беспрерывным сексуальным пыткам, становится жертвой катастрофической жестокости и бесчеловечности.

Фильм был снят под эгидой феминистского движения, однако высказывание против патриархата почему-то было сделано по лекалам того же патриархата, оно использовало его средства и инструменты. Эндрю Доминик, комментируя угнетателей, сам же им и становится. Он показывает женщину, которую всю жизнь потрошили ради денег, но вместо защитника он сам становится насильником.

Упрощая и искажая её образ, делая из нее слабую, уязвимую, разбитую,сломленную, режиссер заставляет Мэрилин кричать и плакать, измельчает всю её жизнь до поиска отца в лице других мужчин и рефлексии детских травм. Доминик представляет нам тяжеловесную фрейдистскую версию жизни звезды и сам выступает в роли психоаналитика, которые мучали Монро в конце её жизни,ворошили больные раны, тянули деньги и накачивали таблетками.

Актриса предстает на экране истеричной и неуравновешенной. Атмосфера фильма пропитана тотальным несчастьем, страданием. Перед нами чудом спасшаяся от своей матери-шизофренички девушка, которой приходиться терпеть ненавистные ей съемки, адские муки актерской жизни, насильственные аборты, побои. Режиссер будто бы забывает об актерском таланте Монро, говоря нам, что вот ей точно досталось все из-за красивого личика и возможности вовремя спустить трусики перед продюсерами.

Двойственность актрисы, на которой Доминик строит всю нить повествования, искажена до предела, у зрителя на основе фильмы никак не может сложиться впечатление, что Норма Джин и Мэрилин Монро две сущности одного человека, одна-сугубо личная, вторая-сценическая, основанная на образе глупой блондинки, часто отыгрываемой ей в фильмах.

Актриса всю жизнь совершенствовалась, много читала, брала уроки актерского мастерства у Михаила Чехова, но никто этого не замечал или не хотел замечать, Голливуд отказывал ей в сложных драматических ролях, предлагая однотипные пустые сюжеты. Менеджеры говорили Мэрилин, чтобы она сохраняла подобный образ на публике, чтобы фильмы лучше продавались, а сама она служила ходячей рекламой. Эта двойственность медленно разрушала психику Мэрилин и в конце жизни она начала говорить о себе в третьем лице.

И даже если Доминик хотел показать темную сторону личности актрисы, оборотную сторону гламура, сломанную психику, злоупотребление алкоголем и наркосодержащими препаратами, то у него вышло неправдоподобно. Стильно снятая “Блондинка” с претензией на экспериментальность веет холодом и отчужденностью. Эндрю Доминик будто попытался впихнуть в свой фильм всё, что знает о кинематографе, но ничего хорошего из этого не вышло, символы не считываются, а весь набор кинематографических изысков, плотно уложенных в два часа сорок минут экранного времени, не помогает ему раскрыть драматический замысел.

Неподготовленный зритель под влиянием увиденного сформирует ложное представление о том, какой была Мэрилин, и дело даже не в том, что факты перевраны, а в том как они представлены и какое производят впечатление.

Она была женщиной, способной бороться за свои права и права, тех, кто был не в состоянии бороться сам. Так, например, Монро спасла карьеру любимой темнокожей артистке – Элле Фицджеральд, которой не позволяли петь в известных заведениях из-за цвета кожи. Монро заверила владельца одного из знаменитых клубов, что будет приходить каждую ночь, если Фицджеральд разрешат выступать. Она исполнила обещание и занимала столик в клубе каждый вечер.

Актриса обожала свою работу, старалась разрушить штамп, навязанный ей киностудиями, билась за заслуженные гонорары. Основав собственную студию видеопроизводства, она вынудила прежних работодателей рассмотреть условия, по которым она согласна продолжать сниматься в их фильмах.

Девушка, созданная Домиником, страдающее “мясо” (так её называет в фильме один из мужей), просто не могла бы стать увлеченным реформатором и настоящей бизнес вумен. Мэрилин была воплощением мечты, глотком свежего воздуха для женщин и мужчин послевоенного времени. Она и по сей день играет немаловажную роль в культуре, ей подражают звезды мировой величины, её цитируют, ей поклоняются.

Станислава Вяткина