Журнал «The New York Times» опубликовал статью, посвященную недавнему отказу России от экспорта знаменитых «ножек Буша». Американцы переживают за отечественного производителя, но решение российских властей уважают.
Продавцы птицы на одном из центральных рынков Москвы буквально набрасываются на вас при одном упоминании американских цыплят.
“Мы не едим американских цыплят!” — огрызнулся один.
“Американцы растят цыплят на химии! — выкрикнул другой, перегнувшись через горы птичьих тушек из России. — Они жирные все, вкуса никакого!”.
Из множества скандалов, крупных и мелких, что омрачали отношения между США и Россией за долгие годы, куриный скандал породил куда как больше страданий и враждебности, чем было бы сообразно масштабу проблемы. В начале девяностых, при администрации Джорджа Буша-старшего, Россию наводнили цыплята американского производства, поставлявшиеся как гуманитарная помощь и получившие прозвище “ножки Буша”.
Благодаря этой помощи, преимущественно в форме бёдрышек и прочих частей (голеней поставлялось мало), не остались совсем голодными шатающиеся от развала экономики русские. Ещё “ножки Буша” стали символом унижения великой страны, которой теперь приходится надеяться на раздачу пищи.
Российское правительство больше десяти лет пыталось избавиться от этого печального образа постсоветских невзгод. Последней такой попыткой стало введение правительством бессрочного запрета на ввоз кур из США, начавшего действовать во вторник. Основанием для этого якобы стало несоблюдение американскими компаниями новых стандартов безопасности продовольственного снабжения.
Во вторник представители обеих стран встретились в Москве и начали переговоры с целью разрешения спора, хотя не похоже было, чтобы какая-либо из сторон была готова идти на уступки.
Произошедшее может стать причиной резкого роста цен на птицу, и всё же, когда премьер-министр Владимир Путин на прошлой неделе сообщил производителям птицы, что Россия отныне не зависит от “ножек Буша”, в этом всё же был некоторый оттенок национальной гордости.
“К сожалению, среди многих наших партнёров — и я в первую очередь имею в виду компании из США — мы до сих пор не видим готовности соблюдать устанавливаемые нами стандарты, — сказал он. — Если кто-то из иностранных поставщиков не хочет или неспособен выполнять наши требования по безопасности, значит, мы будем пользоваться другими источниками”.
Несомненно, это выбило из колеи американских производителей, закрепившихся на российском рынке в начале 1990-х, как говорят критически настроенные наблюдатели из России — “утопив” российских производителей демпинговыми ценами. С тех пор российские власти, пытаясь поддержать отечественного производителя, постепенно вводили большое количество квот и ограничений, чем вызывали раздражение у американских властей и производителей.
Ещё Кремль делал из цыплят дипломатическое оружие, так как США, кроме птицы, почти ничего России не продают. В 2002 году, когда США ввели тарифы на сталь, Москва тоже запретила импорт курицы, а вскоре после войны с Грузией 2008 года — обвинила США в подстрекательстве к насилию и запретила ввоз курицы, произведённой отдельными фирмами.
Затяжные “цыплячьи войны”, кстати, мешают России вступить во Всемирную торговую организацию. С другой стороны, ограничения импорта вкупе с мощной государственной поддержкой отечественных производителей птицы, судя по всему, дают хорошие результаты.
“Резко выросло производство курицы, примерно на 15-16 процентов ежегодно”, — сообщил глава Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Андрей Терёхин. Сейчас внутренним производством покрывается порядка 75 процентов спроса.
“В ближайшие четыре-пять лет Россия сможет обеспечивать себя сама”, — сказал Терёхин.
На Дорогомиловском рынке в Москве все любовно разложенные по прилавкам куры, по словам продавцов, происходят с фермерских хозяйств, расположенных рядом со столицей.
Эта птичка вчера ещё бегала, — сказал мне мускулистый продавец Михаил, показывая на явно только что ощипанного цыплёнка. — У нас показывали по телевизору, откуда берутся эти “ножки Буша”, — продают то, что в армии не пригодилось”.
Впрочем, забудем о пропаганде. По данным из официальных американских и российских источников, за прошлый год американские компании смогли продать в Россию порядка шестисот тысяч тонн кур на общую сумму приблизительно 800 миллионов долларов. Таким образом, по экспорту курятины в Россию США заняли первое место с большим отрывом. Однако новые нормы, вступившие в силу 1 января, могут поставить под угрозу этот выгодный бизнес.
Проблема заключается в том, что американские компании дезинфицируют тушки забитых цыплят хлоркой, а российские чиновники от здравоохранения, сочтя эту процедуру небезопасной, запретили её в 2008 году. В Европейском союзе она запрещена уже давно.
Российское правительство приказало всем компаниям, как отечественным, так и зарубежным, прекратить хлорирование кур, поставив срок, истёкший в конце прошлого года. По официальным данным, порядка 90 процентов российских компаний условие выполнили.
Американцы же опротестовали решение, так как выполнение подобных требований вынудило бы американских производителей птицы реорганизовать всю систему санобработки в целом, — об этом сообщили как представители официальных органов власти, так и производители.
Кроме того, американские производители утверждают, что российские власти не представили научных доказательств небезопасности хлорирования тушек кур. В ноябре прошлого года члены совета по экспорту кур и яиц США направили в российское правительство послание, в котором ссылались на несколько научных исследований, которыми было доказано обратное.
Но не похоже, чтобы научный аспект проблемы имел решающее значение. Как заметил в интервью официальной “Российской газете” главный санитар России Геннадий Онищенко, вопрос на самом деле принципиальный.
“Возникла проблема с одним-единственным государством — США, они неуклонно настаивают, чтобы мы доказали им, что это вредно, — сказал Онищенко. — А мы им говорим: “Извините, но мы платим деньги, а значит, нам и решать, какие условия ставить, какое мясо нам подходит, а какое не подходит””.