Борису Эйфману отдали остатки виллы «Арфа». Что теперь с ними будет?

Земельный участок, на котором находилась знаменитая «Арфа» – деревянная модерновая вилла архитектора Гавриила Барановского в Комарово – передана Академии танца Бориса Эйфмана.

Елена Травина, историк, исследователь дачного строительства на Карельском перешейке не видит в этой информации никакого повода для оптимизма. Особенно, если вспомнить скандальную ситуацию с реконструкцией под служебный отель Академии расселенного жилого дома на Большой Пушкарской улице, 7 (там градозащитники требуют сохранить большую часть здания. Представители архитектурного бюро, ведущего проект, настаивают на необратимой аварийности всех дворовых флигелей).

О передаче участка, на котором стояла «Арфа», Академии Бориса Эйфмана, сообщил муниципальный депутат Юрий Куликов, на онлайн-конференции «Актуальное наследие архитектора Гавриила Барановского (1860-1920): взгляд спустя сто лет».

Гавриил Барановский (1860-1920) – автор многих зданий в Петербурге, в том числе здания Елисеевского магазина на Невском пр. и дацана на Приморском пр.

  • Участок Б-208 на плане Келломяк 1913 года

Елена Травина рассказала историю дачи Барановского и ее современные проблемы. Вилла «Арфа» была построена Барановским в 1905-1907 годах для своей семьи. Она располагалась на высоком уступе, с балконов на южной стороне дома открывался превосходный вид на Финский залив. После 1917 года вилла несколько раз меняла хозяев и погибла во время второй мировой войны.

В 1950- годы участок отдали под пионерский лагерь Ленинградского обкома и горкома КПСС. На рубеже 1980-х-1990-х годов на месте виллы было построено здание пионерского клуба с библиотекой, кинозалом и комнатами для кружков. Но пионеры не успели им воспользоваться, они исчезли вместе с Советским Союзом.

Десять лет назад появился проект застройки участка гостиничным комплексом. Он предполагал полный снос сохранившихся построек и ликвидацию исторической планировки территории. Тогда общественность сумела отбить дачу Барановского.

Позже Конституционный суд, у которого рядом есть свой коттеджный комплекс, хотел застроить территорию гостевыми домами. Но что-то не срослось. Именно в то время была отремонтирована терраса. Бетон отделали плохой штукатуркой, но главное – вместо модерновых перил, которые были у Барановского, воспроизвели нечто среднестатистическое между классицизмом и жэк-артом.

  • Вилла Арфа. Двухуровневая терраса: 1930-е гг.,  2005 г. и современный вид

На сегодня из исторических дачных построек сохранились четыре бетонных сооружения. Бассейн в форме палитры художника; двухуровневая терраса, которая встроена в ландшафт и в нижнем ярусе образует полукруглый концертный зал на природе; беседка с чашей для воды; электроподстанция. Также на территории виллы складированы гранитные блоки от ее фундамента. Все постройки не имеют никакого охранного статуса. Историко-культурная экспертиза, чтобы взять виллу под охрану, не проводилась.

  • Электро- или водонапорная станция на южной границе участка

  • Гранитные блоки фундамента и беседка. Фото 2011 г.

  • Бетонная чаша пруда в виде палитры художника

Травина считает, что сооружения виллы «Арфа» должны быть объявлены объектами культурного наследия. Она предвидит, что это трудная задача. Охранный статус сразу же сильно ограничит возможности застройки этого участка комаровской земли.

И тут все будет зависеть от планов Академии танца. Если она намерена провести научную реставрацию парковых сооружений виллы и/или воссоздать саму «Арфу» (как ее использовать – вопрос отдельный) – это один разговор. Если как-то иначе осваивать территорию – совсем другой.

Вадим Шувалов

Фото из архива Елены Травиной и сайта terijoki.spb.ru