Ботаники, однако

В Эрмитаже открылась финальная выставка 2025 года – 24-й проект из серии «Поднесение к Рождеству», проводимый совместно с ИФЗ. Он называется «Искусство и ботаника: вазы Императорского фарфорового завода конца XIX – начала XX века».

Эпоха модерна породила запрос на вазы с флористикой, причем эскизы росписей должны были выполняться с ботанической точностью. Предметы создавались в единственном экземпляре, чаще всего для императорских интерьеров. Художники не ограничились Ботаническим садом на Аптекарском острове, они доехали до Никитского ботанического сада в Ялте, общались с ботаниками, выясняли названия и образ жизни растений.

Теперь эта копродукция рассеяна по музеях и частным коллекциям. Эрмитаж собрал 60 ваз, дополнив их произведениями современных художников Императорского фарфорового завода, выполненных по ботаническим мотивам.

.

Выбор куратора выставки Екатерины Хмельницкой

Ваза «Павловния». 1908. Частное собрание.

Родина дерева с большими до 30 см листьями – Китай. Но название дано в честь русской великой княжны Анны Павловны, королевы Нидерландов. «Павловния» была завезена в Россию в XIX веке.

Ваза с изображением ветки розы «Графиня Воронцова». 1916. Частное собрание.

Уникальное сочетание белого рельефного изображения цветка и матового темно-синего фона. Эта технология утрачена. Впрочем, и сам сорт роз «Графиня Воронцова» уже не существует.

.

Выбор Города 812

Сосуд в виде тыквы. Модель Августа Тимуса. 1900. Частное собрание.

Скульптура в фарфоре. Художник лепил сосуд вручную из фарфоровой массы.

Выставка работает по 5 апреля.

Б.В.