В Эрмитаже открылась финальная выставка 2025 года – 24-й проект из серии «Поднесение к Рождеству», проводимый совместно с ИФЗ. Он называется «Искусство и ботаника: вазы Императорского фарфорового завода конца XIX – начала XX века».
Эпоха модерна породила запрос на вазы с флористикой, причем эскизы росписей должны были выполняться с ботанической точностью. Предметы создавались в единственном экземпляре, чаще всего для императорских интерьеров. Художники не ограничились Ботаническим садом на Аптекарском острове, они доехали до Никитского ботанического сада в Ялте, общались с ботаниками, выясняли названия и образ жизни растений.
Теперь эта копродукция рассеяна по музеях и частным коллекциям. Эрмитаж собрал 60 ваз, дополнив их произведениями современных художников Императорского фарфорового завода, выполненных по ботаническим мотивам.
.
Выбор куратора выставки Екатерины Хмельницкой
Ваза «Павловния». 1908. Частное собрание.
Родина дерева с большими до 30 см листьями – Китай. Но название дано в честь русской великой княжны Анны Павловны, королевы Нидерландов. «Павловния» была завезена в Россию в XIX веке.
Ваза с изображением ветки розы «Графиня Воронцова». 1916. Частное собрание.
Уникальное сочетание белого рельефного изображения цветка и матового темно-синего фона. Эта технология утрачена. Впрочем, и сам сорт роз «Графиня Воронцова» уже не существует.
.
Выбор Города 812
Сосуд в виде тыквы. Модель Августа Тимуса. 1900. Частное собрание.
Скульптура в фарфоре. Художник лепил сосуд вручную из фарфоровой массы.
Выставка работает по 5 апреля.
Б.В.







