Быстрый карандаш Репина

Не бывает много самого популярного русского художника. Хрестоматийная картина «Бурлаки на Волге» до сих пор вызывает сочувствие к изображенным: по реке идет пароход, а люди тащут барку волевыми усилиями. Не менее, а может и более известное полотно, – «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», возбуждает вплоть до покушений (последнее случилось в 2018 году).

Выставка в Доме-музее Павла Чистякова в Пушкине «Обитель муз и граций нежных. Салон баронессы Икскуль. Илья Репин. Графика» совсем о другом. Баронесса Варвара Икскуль фон Гильденбандт (1859–1929) была меценатом, писательницей, переводчицей, сестрой милосердия, успела побывать заложницей у большевиков, бежала из России по льду Финского залива. 

В середине 1890-х годов она держала в своем доме на набережной Екатерининского канала, 156 литературно-художественный салон. Новые сочинения там читали Владимир Соловьев, Максим Горький, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. Туда, естественно, приглашался знаменитый художник Репин. 

По свидетельству современников, он рисовал постоянно: на заседаниях, во время бесед с приятелями или случайной встрече на улице. А уж тут ему сам бог велел. 

Впрочем, в мемуарах Репин галантен: «Варвара Ивановна как опытная хозяйка, заметив, что я все молчу и только слушаю (я был умный ребенок и в сорок с лишком лет), подсунула мне альбом и карандаш. Я быстро освоился с положением: усевшись, я рисовал кого-нибудь. Таким образом, я перерисовал почти всех посетителей сих четвергов, и этот альбом еще неизвестен никому. В. И. Икскуль не пускает его в издания. Отказывает даже благотворителям и благотворительницам Красного Креста».

Альбом не сохранился в полном виде, он разошелся по листам, часть которых в 1920-х годах была приобретена художником Исааком Бродским, учеником Репина. 

На них изображены Гиппиус, Мережковский, Соловьев, Владимир Короленко и другие известные посетители салона.

  • Портрет Д.Мережковского

  • Портрет В. Короленко

  • Портрет В. Соловьева

Весь этот цикл рисунков, по выражению известного искусствоведа Игоря Грабаря, «трактован в качестве исторически точных документов». Эта серия стала самой известной в графическом наследии Репина.

На выставке представлены двадцать рисунков из собрания Музея Академии художеств. Она работает по 26 мая. 

Б.В.

На заставке: Зинаида Гиппиус


Теги: