C помощью каких сайтов легче объехать петербургские пробки

Все озабочены пробками, все спешат на помощь автомобилисту – о ситуации на петербургских дорогах сообщает теперь и yandex.ru, и mail.ru, и probki.net. Это не считая традиционных способов оповещения автомобилистов – радио, ТВ. «Город 812» решил понять, какой пробочной информации можно верить.

       Вертолет хорошо, навигатор лучше

Лет восемь назад с пробками в Петербурге собирались бороться с помощью тяжелой летательной техники. Всерьез разрабатывали проект наблюдения за дорожной ситуацией с дирижаблей – их хотели разместить в самых пиковых местах: над Троицким мостом, площадью Мужества, площадью Конституции и т.п. Дирижабль украшается символикой какой-нибудь богатой организации – за ее счет и оплачивался бы банкет, а с установленной на нем видеокамеры транслировалось бы изображение в специальный центр. Оттуда сведения расходились бы по городу – сообщались на радио и в пейджинговые агентства. Тогда еще многие пользовались пейджерами.

Но спонсор на дирижабль так и не нашелся. Но для наблюдения стали использовать вертолет. На “Эльдорадио” есть такая программа – раз в час слушатели получают репортаж о пробках, который ведется прямо с борта вертолета (в эфире даже слышен шум винта). Но скептики как-то не доверяют этой легенде: по их словам, вертолет передает свои данные даже в те дни, когда полеты запрещены.

В любом случае сейчас истории про вертолет никого уже не изумляют – потому что пришли новые технологии. В интернете пробки в городе показывают, как уверяют, в реальном времени  сайты probki.net (его информационным обеспечением занимается компания CityGuide), Mail.ru, Yandex.ru.

Как выяснилось, на портал Mail.ru основную картину пробок поставляет тот же CityGuide, но, как уверяют, есть у них и другие источники.

– Если информация CityGuide и отличается от той, что на Мail.ru, то только потому, что там принято красить карту в разные цвета. У “Яндекса” движение со скоростью 20 км/ч считается плотным и красится в желтый цвет, а на Мейле такие улицы – зеленые. На CityGuide обновление идет через пять минут, на других сайтах, где информация о пробках – всего лишь дополнение, там, конечно, медленнее, – рассказал представитель сети CityGuide в Петербурге Андрей Дмитриев. 

CityGuide хорош тем, что единственный – помогает проложить маршрут: достаточно поставить на карте две отметины: старт и финиш. Всем этим можно пользоваться и не имея специального навигатора – посмотрел дома в интернете маршрут – и поехал.

Чтобы получать оперативную информацию о пробках, можно  положиться на радио – но привередливые водители ей не очень довольны. Во-первых, информация поступает с опозданиями. Во-вторых, про все пробки по радио не рассказывают – и о заторе в маленьком переулке, даже если он перекрывает выезд на важную трассу, уж точно не вспомнят. Выход – в навигаторах, коммуникаторах и мобильных телефонах с функцией GPS.

       Сам себе информатор

Система получения информации о дорожной ситуации CityGuide строится на личном участии пользователей в формировании карты пробок.

Программа CityGuide устанавливается на карманный компьютер или телефон с GPS. Они обмениваются данными с системой. Зафиксировав скорость, с которой коммуникатор передвигается по улице, система получает представление о плотности движения на этом участке. Понятно, что картина несколько искажается за счет тех водителей, которые просто ждут кого-то на обочине, а навигатор при этом не выключают. Но главное – достоверность информации  целиком зависит от того, сколько пользователей замкнуто на эту систему. Чем больше – тем достовернее.

Сотрудники CityGuide уверяют, что в Петербурге таких пользователей – около 10 тысяч, из них 5 тысяч ежедневно выезжают на улицы. Конечно, для 30 тысяч километров – такова протяженность всех дорог в городе – это не так много. Но руководители проекта уверены, что через год это количество увеличится чуть не на порядок. Кое-какие шаги для этого уже сделаны: например, запущена бесплатная версия. Ее можно скачать с интернета, и от платной она отличается тем, что прокладывает один маршрут – с начала до конца. В то время как платная версия, сверяясь с картой пробок, может перебросить маршрут на другую улицу. Бесплатная показывает путь на мониторе, а платная – разговаривает. И так далее.

До появления в интернете официальной бесплатной версии многие пользовались “серой”, пиратской. Ориентироваться в пробках она не помогала, зато могла показать маршруты. Подчас довольно странные – например, ехать в центр из Приморского района предлагают через Обуховский мост. По словам Андрея Дмитриева, такие мины подкладываются нарочно – чтобы отвратить от пиратства. А если уж хочется пользоваться бесплатным навигатором (обычный путеводитель, без указаний пробок), проще скачать карту у иностранного разработчика IGo. Запастись картами всей Европы и спокойно разъезжать, не в пример одному петербуржцу, который на новогодние каникулы уехал в Скандинавию с ай-фоном. Ориентируясь по GPS-приемнику, но постоянно подгружая карту из интернета, он оплачивал трафик, как и положено в роуминге, и в итоге получил счет на 5000 долларов. При езде по Петербургу трафик тоже есть – но маленький.

       Пробки. Яндекс-версия

У “Яндекса” тоже есть своя пробочная система. Формируется она, как уверяют представители “Яндекса”, через свою сеть пользователей-трансляторов, она у них есть, хоть и небольшая – специально под нее был создан проект “Пробки 2.0”. “Но мы ориентируемся не только на те данные, которые приходят к нам с навигаторов, – заявила менеджер по связям с общественностью компании “Яндекс” Елена Бухмак. – Самая эффективная модель – смешанная. Это и автомобили с системой слежения, и собственные видеокамеры, и корреспонденты, которые сообщают о пробках на специальный телефон. А также – подключение к комплексам АСУДД – системы автоматического управления движением. Видеокамеры и автоматические детекторы эффективны, но их установка и подключение требуют больших финансовых вложений, поэтому сейчас такие датчики стоят в основном на главных магистралях и дорожных развязках. Кроме того, обработка данных от этих источников происходит в полуручном режиме, что сказывается на оперативности получения информации”.

Еще одна компания – Navitel – тоже внедряет в Петербурге систему слежения за пробками. Их карты в интернете не выставлены – поэтому приходится опираться на мнение пользователей. Они пока не считают это ресурс эффективным.

Если проекты начнут приносить выгоду – конкуренция начнет развиваться, на рынке появятся новые программы. Начнется борьба за пользователя. Уже упомянутая европейская компания IGo включает 3D-изображения, то есть объемные – и CityGuide собирается последовать их примеру. Правда, такие штуки хороши для КПК с большим объемом памяти. В России, по слухам, решается вопрос с заливкой в память не только схематического изображения домов, но их фотографий. Чтобы направляясь по неизвестному адресу, водитель знал не только маршрут, но – как искомое здание выглядит.

       Работа по старинке

О старых способах оповещения о пробках представители CityGuide говорят с большим скепсисом. Уверяют, что всю информацию о пробках заимствуют у них, при этом на источник не ссылаются.

– А нас рано списывать со счетов, – заявляет один из пионеров антипробочного движения, глава автоклуба “А 24” Денис Шубин (когда-то автоклуб, имея хорошую сеть информаторов, поставлял информацию о трафике на все петербургские радиостанции, в пейджинговые компании и т.п. Сейчас радиостанции в основном в эфире благодарят тот же CityGuide).

– Сейчас, – поясняет Шубин, – автоклуб работает по старинке, то есть на энтузиазме отдельных водителей. Застрял – позвонил – сообщили. Техника никогда не заменит человека. Наши абоненты разглядят не только пробку, но и причины: проезд кортежа, аварию или прорыв теплотрассы. Они же сделают прогноз, надолго она там или нет. Например, авария на КАДе, из-за которой перекрыто 3 полосы, означает, что на кольцевую в ближайшие 12 часов вообще лучше не соваться. Навигатор об этом не скажет.

По словам Шубина, все навороченные системы слежения годны для стихийных бедствий, когда пробки неожиданно возникают в нетипичных местах. Еще конкретней – для КАД, с которой некуда свернуть, даже если завидишь затор издалека. А если вы там бываете редко – то стоит ли покупать навигатор для того, чтобы каждое утро узнавать о пробках, ведущих в центр, а каждый вечер – о проблемах на окраинах?

Пока профессионалы сходятся во мнении: лучше всего для избежания пробок использовать несколько систем. Навигатор, ноутбук и радио. И говорят, что теперь уже очевидно, что городские власти устранились от этой задачи (оповещения о пробках), хотя когда-то выступали с разными предложениями, например, устанавливали информационные экраны на Лиговском. На сайте администрации теперь есть карта CityGuide – и этого достаточно.     

Нина Астафьева

____________________________________________________
 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: 

– Самое лучшее в ошибках CityGuide – а они случаются – это то, что их можно исправить. Достаточно позвонить в офис. Например, на Невском во время Рождественской ярмарки не работал левый поворот на площадь Островского – и навигатор об этом предупреждал. Он, правда, не учитывал, что разворот-то там разрешен. Пользователям, незнакомым с географией Невского, приходилось делать крюк до Садовой, – говорит активный пользователь CityGuide Алексей. –  По сути, единственная возможная ошибка CityGuide – это если он приведет в пробку, хотя был не должен. Есть еще орфографические – в названиях улиц. А вообще я заметил, что на коротких дистанциях CityGuide помогает реже, то есть больше опасность, что ты все равно влетишь в пробку. Зато на длинных он неоценимый помощник. Еще одна из особенностей навигации по этой системе – она легко прокладывает маршруты через “карманы” и внутридомовые проезды. Люди, у которых предубеждение против такой езды, наверное, чувствуют себя неуютно.