Чем будущий дефицит бюджета отличается от нынешнего

В четверг финансовые чиновники и депутаты провели свой любимый ритуал – под вспышки фотокамер ввезли на тележке проект бюджета на следующий год из Комитета финансов в Мариинский дворец. Это обрядовое действо, долженствующее свидетельствовать о прозрачности городского бюджета (109 томов), уже давно превратилось в свою противоположность. Однако главное в бюджетной истории этого года – «режим жесткой экономии», который потребовала ввести губернатор Матвиенко

Что на первый взгляд странно: доходы в 2011 году планируются больше, чем в нынешнем, однако при принятии этого бюджета экономить в столь жестких выражениях никто не требовал.

По словам немногих разбирающихся в бюджете, но не состоящих на службе в Смольном и Бюджетно-финансовом комитете ЗакСа людей, работать с предоставляемыми материалами практически невозможно. Символ прозрачности бюджета так и остается символом – документация предоставляется в парламент в единственном распечатанном экземпляре. А в электронном виде есть только сам проект бюджета.

“Все расчеты и обоснования к проекту бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, а также прогноз социально-экономического развития Комитет финансов предоставил только в виде одной распечатки, которая передана в Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа. В таком виде с ними очень трудно работать, а сопоставлять цифры из разных документов вообще невозможно, – заявил “Городу 812″ эксперт ЗакСа по бюджетно-финансовым вопросам Герман Шаляпин. – Хотя изначально-то все они существуют в электронном виде, их же не на печатной машинке набирают. Не стану утверждать, что это делается специально, но такой подход свидетельствует о неумении или нежелании властей проводить действительно прозрачную бюджетную политику”.

Проект бюджета-2011 – 2013 опубликован только на этой неделе, и пока общественность успела осмыслить только 3 ключевые цифры: доходы, расходы и дефицит. Плюс – прослушать заявления официальных лиц. “Нам нужно перейти на режим жесткой экономии, экономить каждую заработанную копейку”, – заявила Валентина Матвиенко при рассмотрении проекта бюджета на заседании правительства в минувший вторник. Эту фразу процитировали почти все СМИ –  прежде Смольный так не акцентировался на требовании затянуть пояса.

По доходам бюджет вырос на 16 миллиардов рублей, но зато существенно сократились расходы: если в этом году они должны составить 379 миллиардов, то в следующем – 370. А приняв во внимание инфляцию, которую прогнозируют на уровне 8%, получится, что в сопоставимых ценах затраты будут еще меньше:  порядка 340 миллиардов против нынешних 379.

Сокращение расходов при росте доходов приводит к уменьшению в 2 раза дефицита бюджета: с 50 миллиардов в нынешнем году до 25 в будущем. Однако на сегодняшний день реального долга у города – всего 3,6 миллиарда рублей, да и те получены от Минфина под мизерный процент. Все остальное покрывалось за счет остатков на счетах – денег, которые были заработаны, но не потрачены во времена докризисного благоденствия. Специфика составления бюджета такова, что эти средства не могут быть учтены в разделе “доходы” и должны тратиться только на погашение дефицита. Величину этих остатков Смольный всегда хранил как военную тайну, каждый раз, словно фокусник из шляпы, вынимая пару десятков миллиардов. За 2008 – 2010 годы таким образом на свет божий всплыло 63 миллиарда. Тут можно было бы задаться вопросом – какой смысл в публичном обсуждении бюджета, если точную сумму средств, которыми располагает город, никому не говорят. Но это вопрос праздный.

Факт в том, что теперь деньги в шляпе фокусника, судя по всему, закончились. По экспертной оценке Германа Шаляпина, к 1 января 2011 года остатки на счетах будут составлять 20 – 25 миллиардов рублей, но эти деньги необходимы городским властям для затыкания текущих дыр из-за неравномерного поступления в казну налогов. Таким образом, в этот раз – впервые с 2005 года – городу, вероятно, придется занимать в долг по-настоящему.

Станислав ВОЛКОВ
 

Смольный смотрит в будущее оптимистичнее Минфина

Смольный признался, что в следующем году городу для счастливой жизни не хватит 25 миллиардов рублей. Причина – экономическая стагнация. Городские власти уверяют, уже в 2012 году в Петербурге дефицита бюджета не будет. На чем основан этот долгосрочный макроэкономический оптимизм – не очень понятно, потому что даже в правительстве РФ не считают, что кризис отступил.
Новый год город будет встречать с рекордным дефицитом бюджета  –  25 миллиардов рублей казне не хватало в последний раз при мэре Анатолии Собчаке 15 лет назад. Дефицит бюджета текущего года в размере 50 миллиардов рублей оказался техническим. Его профинансировали почти целиком за счет доходов 2009 года и обещают обойтись без больших займов.

Но в 2011 году дефицит уже, судя по прогнозам Смольного, будет реальным. При желании можно было бы найти вину в этом городских властей – сказать, что они раздувают расходы там, где их можно смело порезать. Но если с карандашом и лупой исследовать проект бюджета (см. таблицу), то приходишь к выводу, что резать-то особенно нечего: почти все траты – это социальная сфера и адресная инвестиционная программа. А именно эти статьи расходов чиновники сокращать не хотят: они говорят, что и так порезали все, что можно, и все равно расходов получилось больше, чем доходов.

Чиновники считают, что в 2011 году могут позволить себе занять недостающие 25 миллиардов рублей – и впоследствии обслуживать долг, выплачивая проценты. Москва, заметим, занимает вдвое больше – в 2010 году до 55 миллиардов рублей. Банкиры радуются – Петербург обещает занимать через облигации, инвесторы будут ими торговать и заработают как на обороте, так и на размещении.
Вице-губернатор Осеевский обещает, что уже через год года таких огромных займов уже не будет – в 2012 году город возьмет в долг только 7 миллиардов.

С 2005 года Смольный не занимал денег на рынке, объясняя это “консервативной финансовой поликой” –  за долги придется расплачиваться в будущем, а для инвестиций лучше заключать договора государственно-частного партнерства. Сейчас у большинства возможных частных партнеров желание участвовать в государственных проектах поубавилось по той же причине, по которым доходы городского бюджета растут почти незаметно (с 329 млрд в текущем году до 345 млрд в следующем) – из-за экономической стагнации.

По оценке министра финансов Алексея Кудрина (6 октября, выступление в Совете Федерации) в 2010 году рост ВВП прогнозируется на уровне 4%, в 2011 году – 4,2%, в 2012 году – 3,9%, в 2013 году – 4,5%. То есть рост будет, а ускорения темпов роста – нет. Можно смело говорить, что динамика наполнения петербургской казны будет повторять динамику роста экономики России. И с связи с этим  непонятно, почему городские власти закладывают такие существенные темпы роста доходов  – 376 миллиарда в 2012 году и 415  миллиарда в 2013-м.

Кудрин, да и другие чиновники и аналитики говорят, что цена нефти (главная причина всего в России) практически достигла своего потолка, и только после 2013 года страна может “выйти на 7 – 8 процентов роста ВВП”. И то “если успеем за 3 – 4 года подготовить, создать и усилить новые факторы роста”. Если не успеем   – “будем иметь более медленные темпы роста”. А городские власти, как видно из долгосрочного бюджетного прогноза, ждут куда больших темпов.
При этом в Смольном признают, что роста нефтегазовых доходов от зарегистрированных в городе компаний ждать не приходится – они будут на уровне 2008 года, или 23 миллиарда рублей. Кроме того, с 2011 года город ежегодно будет терять 8 – 10 миллиардов рублей налога на прибыль из-за того, что взносы в страховые социальные фонды вырастают с 1 января с 26 до 34 процентов. Городская казна потеряет и на сокращении доли акцизов, которые нужно платить в бюджеты субъектов Федерации, а также ряда других налоговых нововведений.     

Евгений Никитин

Бюджеты Петербурга 2008 – 2013 годов
Наименование 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2011/ 2010
отчет отчет бюджет проект бюджета плановой период
Доходы 339 316 359 345 376 425 1,05
Расходы 356 322 379 370 383 415 0,98
Дефицит (-) -17 -7 -50 -25 -7,1 -0,1 0,50
Источник фнансирования дефицита бюджета 17 7 50 25 7,1 0,1 -0,50
В том числе              
Увеличение долга -4,5 1,6 19,0 25,0 7,0 0,0 1,32
Использование остатков бюджетных средств 22,7 5,5 35,1        
По данным Комитета финансов СПб