Чем новый телеканал Смольного будет привлекать зрителей

В точном соответствии с предсказаниями Online812 Смольный завел себе собственное кабельное телевидение, презентация которого состоялась на прошлой неделе. Сможет ли он заменить городским властям потерянный Пятый канал – вопрос риторический. Эксперты считают – вряд ли.

              Если появление нового канала и было тайной,  то только в головах городских чиновников, которые упорно отказывались комментировать эту тему. А так все более-менее представляли себе общую картину происходящего. В качестве компенсации за потерю Пятерки холдинг банкира Юрия Ковальчука “Национальная медиа-группа” предоставил Смольному частоту на своем кабельном телевидении ТКТ (бренд “Твое ТВ”) и техническую базу для производства нового канала “Санкт-Петербург”. Гендиректором стал председатель Комитета по печати Юрий Зинчук, который покидает чиновничье кресло, главным редактором – Владислав Пономаренко, работавший на Пятом канале, когда он находился в орбите Смольного. Председатель совета директоров телеканала “Санкт-Петербург” – вице-губернатор Алла Манилова, которая уже занимала должность с похожим названием: возглавляла совет директоров телерадиокомпании “Петербург – 5 канал”, пока структуры Юрия Ковальчука не решили сами заняться этим своим активом.

Это не первый опыт Смольного по созданию городского канала. В прошлый раз такое было весной 2004 года, когда команда свежеизбранной Валентины Матвиенко сменила на Пятом канале команду Владимира Яковлева и презентовала новую телевизионную концепцию. Она называлась “философией социального оптимизма”, а новый дизайн, как не уставало подчеркивать руководство, разработала настоящая английская компания “Еnglish & Pockett”. Теперь слово “оптимизм” не звучит, но социальность подразумевается, по крайней мере в смысле получения финансирования (в этом году оно идет по бюджетной статье “производство социально значимых телепрограмм”). “Такого медиаресурса, который бы рассказывал, как жить в этом городе, сейчас нет.  График ремонта, где перекрыты дороги, какие звезды приехали, куда пойти с ребенком, что модно, что немодно. Он будет определять стратегию жизни петербуржцев”, – описал новый канал на пресс-конференции, посвященной его запуску, Юрий Зинчук. Концепция, надо сказать, здорово смахивает на интернет-телевидение, над которым Смольный, как говорят, начал работать еще до появления идеи с кабелем.

Говорить и показывать новый канал начнет с 10 октября. Как и предполагалось, основу информационного вещания составит дирекция городского вещания Пятого канала, которая на деньги Смольного производит передачи “Петербургский час” и губернаторский “Диалог с городом”. С 1 ноября, по словам сотрудников, она исчезнет из структуры Пятерки, а ее сотрудникам предлагают перейти на работу на смольнинское кабельное телевидение и работать в прежнем формате. Обе передачи должны выходить как в эфире “Санкт-Петербурга”, так и на Пятом – договор между ним и Смольным на производство и трансляцию подписан до конца года. Что будет дальше – неизвестно, но ясно, что руководство НМГ считает, что присутствие регионального “Петербургского часа” мешает стройности выстроенной сетки федерального вещания.

Финансирование “Санкт-Петербурга” будет полностью бюджетным: как рассказал Юрий Зинчук, до конца года на канал выделят 60 миллионов рублей, а в следующем должны дать 180 миллионов. Плюс то, что удастся заработать на рекламе. На “Петербургский час” и “Диалог с городом” бюджет потратил в этом году 46 миллионов.

То, что новый канал – кабельный, а не эфирный, само по себе не является существенной проблемой. ТКТ – основной оператор в городе, обслуживающий подавляющее большинство петербургских квартир (по данным самой компании – 1,4 миллиона). С другими операторами Смольный легко договорится о включении своего канала в их основной пакет. Основная задача, по мнению экспертов, в том, чтобы заставить потребителя отыскать новинку в списке других кабельных продуктов, число которых может доходить до сотни. И  перенести в список регулярно просматриваемых первых 9.

Именно в этом заключается ключевое отличие нового канала от Пятерки – ее все знали и всегда, оправданно или  нет, считали главным городским телевидением. А новому смольнинскому проекту, прежде чем можно будет говорить о его популярности или непопулярности, надо, чтобы его сначала нашли. Для достижения этой цели можно, конечно, двигаться естественным путем – предоставлять качественный контент и ждать, пока аудитория сама тебя увидит. Но, во-первых, не факт, что хороший контент получится, а во-вторых, ждать можно очень долго.

100ТВ, также столкнувшийся в свое время с этой задачей, решил ее благодаря трансляции матчей “Зенита”. Он стал единственным каналом (за исключением спутниковых), который показывает все матчи главной петербургской команды в российском чемпионате. Благодаря этому его отыскала на своих телевизионных пультах даже та консервативная публика, которая не смотрит ничего, кроме новостей по центральным каналам и “Поля чудес”.

Однако идти этим путем смольнинский телевизор не сможет. Во-первых, это довольно дорогое удовольствие (порядка 2 миллионов долларов в год), а во-вторых, “Зенит” и так показывают по 100ТВ – зачем искать другой “Зенит”? Можно предположить, что Смольный организует большую рекламную кампанию с помощью наружки. Благо этот ресурс ему легко доступен и не требует никаких затрат, если оформить все в виде социальной рекламы (что тем более логично, если учесть, что канал финансируется как производство “социально значимых телепрограмм”).