Черта оседлости как благо и как трагедия

В XVIII веке после раздела Польши у российской императрицы появилась проблема: что делать с почти двумя миллионами новых подданных иудейского вероисповедания.

Раздел Польши между империями – не благотворительная акция. Но с точки зрения XVIII-го века – вполне обычный политический процесс. Не отхвати там Россия кусок – его отхватили бы другие империи. Одни слабели, другие усиливались и прирастали за их счёт: ничего личного, никто там не ангел и не кровавый мясник.

Вернёмся к проблеме императрицы. Она получила территорию с довольно большой и проблемной для Европы популяцией. Тогдашнее положение иудеев в Европе, прямо скажем, было незавидным. А в Российской империи, благодаря недавним завоеваниям, огромные территории на юго-западе простаивали, не охваченные никакой хозяйственной деятельностью. Та самая Новороссия – при Екатерине практически пустынный край. Императрица, весьма склонная к теоретическому либерализму, придумала решить проблему мягким и человеколюбивым способом. А именно: определить для иудеев территории, где они могли селиться общинами и жить по своим иудейским законам. Территория включала традиционную для иудеев Литву, Украину и Новороссию. Границы этой территории в дальнейшем были названы «чертой оседлости».

Для тогдашних иудеев, радостно хлынувших на определённые для них земли, «черта оседлости» была не «ужос-ужосом», а даже напротив – почти земным раем. Такой свободы они в Европах не знали. Здесь их никто не принуждал к принятию христианства. Им предоставлялись достаточные права для жизни по своим законам. Правила, определявшие сношения с имперской властью были необременительны для общин и ни в чём их не ущемляли. Законы «о лицах иудейского вероисповедания» были Екатериной подкорректированы через 9 лет, но общий смысл их не изменился.

.

Иудеи оценили преимущества «черты оседлости». Через 30 лет евреи, освобождённые от воинской повинности, по собственной инициативе выступили на защиту нового отечества против армии Наполеона.

Понимаю, разрыв шаблона. Вы же точно знаете, что «черта оседлости» – это есть проклятущая репрессия тюрьмы народов против всего прогрессивного. Только не знаете, почему и с каких пор.

Рассказываю.

Евреи – тоже люди. И вот из той архаики, когда за счастье – жить своим родом по своим религиозным законом, они тоже в течение XIX века вырастали. Они тоже захотели получать светское образование, которое в «черте оседлости» не было предусмотрено. Да, в Российской империи для них были предусмотрены квоты в университетах – где 2%, а где и 10%. Чего с головой хватало для редких неформалов до наполеоновского нашествия, но стало большой проблемой через полвека. Желающих учиться стало в разы больше, чем мест по квотам.

Правда, можно было креститься и снять проблему. Крещёный – уже не иудей, а про национальность «по крови» тогда не было речи. Я не знаю, как вы назовёте человека, из прагматических соображений согласного сменить веру. Я, допустим, назову его, без оценочных суждений, приспособленцем. Не в укор – империя не предлагала других вариантов.

Да, это Екатерина по итогам десятилетнего опыта взялась закон пересмотреть и подправить, а все остальные её наследники за сто лет ни разу не удосужились.

Впрочем, не совсем так: Александр Третий, «самый русский» и миролюбивый государь удосужился. Ему вдруг показалось, что евреев и так уж слишком много везде. И слишком много места они в империи занимают. И он таки подправил прабабушкин закон: в сторону его ужесточения.

И вот тогда произошла трагедия, сделавшая «черту оседлости» проклятием. Территорию проживания иудеев решили уменьшить, передвинув «черту». Сколько тысяч семей тогда были вынуждены бросить свои дома и могилы предков – точно не знаю, но подсчёты есть.

Тут подробности излишни – это вы должны знать из литературных источников. И что было дальше – более-менее тоже.

Просто запомните, что мем «черта оседлости» – это символика национальной трагедии, а не реальный исторический смысл.

Марина Шаповалова

На заставке: Марк Шагал “Суккот”