В музее Эрарта открылась выставка «Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии». Это тот случай, когда имя мало что говорит публике, но его снимки многие видели и помнят. «Город 812» нашел четыре причины посмотреть снимки Перье.
Причина первая. Конечно, снимки «Битлов» и «Роллингов» шестидесятых годов. Тогда они уже были знаменитыми, но Перье, ровесник Джона Леннона, мог запросто позвать их к себе в студию и сделать фотосессию. Перье мог сказать что-то типа: «Встаньте у той красной двери», и они без лишних разговоров подчинялись.
Вторая причина. В шестидесятые годы ХХ века фотографы, работавшие на музыкальные, модные и глянцевые журналы, только привыкали к тотальному использованию цветной фотографии. Тогда не использовали современные бьющие по глазам кислотные тона. Поэтому интересны портреты актрисы Катрин Денёв и рок-певца Джонни Холлидея. Фотограф пробует не контрастные тона, стремясь показать обаятельных, симпатичных людей. На портрете актера Жака Дютрона фотографа больше интересует не главное лицо, а цвет бикини семи окружающих его моделей и кабриолета, в который Перье их всех затолкал.
Причина третья. В середине 1970-х Перье бросает фотографию, уходит снимать кино и телесериалы, а потом уезжает в Америку и переключается на рекламные ролики для таких гигантов, как «Форд», «Кока-Кола» и «Нестле». Но через 20 лет он возвращается к фотографии и снимает серию портретов кутюрье. Это гламур на все 100%, выстроенный по всем законам жанра. Армани в аэропорту на фоне магазина со своим логотипом, Сен-Лоран среди своей коллекции произведений искусства, Кензо на слоне, Лагерфельд под зонтом в снегу, Вествуд и Гальяно в музейных (или псевдомузейных) интерьерах. Сиропа столько, что начинаешь подозревать Перье в насмешке над звездами мира модной одежды и пародировании их образа жизни.
Причина четвертая. Сам Перье в Петербург не приезжал. По одним сведениям, сославшись на занятость. По другим – он давно покинул Париж, живет в глухой провинции, заканчивает книгу «Ближе к небу – дальше от рая». И не собирается возвращаться в фотографию. Так что мы имеем законченную ретроспективу живого классика. Впрочем, как знать: в 78 лет жизнь только начинается. Может, Перье надоест писательство, как в свое время кинематограф. И он снова возьмет в руки фотокамеру.
Вадим Шувалов