Четыре комнаты. В Ораниенбауме закочили реставрацию Китайского дворца

В Ораниенбауме 18 июня открываются для публики четыре зала Китайского дворца – это Китайская опочивальня, Туалетная (Камерюнгферская), Портретная и Кабинет Екатерины II. Ими ГМЗ «Петергоф»  завершил 20-летнюю реставрацию всех 17 парадных интерьеров подлинного памятника эпохи рококо (1762 – 1768, архитектор Антонио Ринальди),  который в годы Великой Отечественной войны находился на территории «Ораниенбаумского пятачки» и не был разрушен.

Китайская опочивальня

Интерьер парадной спальни императрицы – Китайской опочивальни, выполненный в стиле «chinoiserie», отличается экзотичностью и изысканностью оформления, а обилие зеркал многократно усиливает эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. В виде яркой орнаментальной арабески на восточную тему исполнен плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Якопо Гуарана с изображением непременных атрибутов стиля шинуазри: экзотичных животных, зонтиков и опахал.

Особенностью интерьера, сохранившегося с XVIII века, является белый атлас, изготовленный в России и расписанный в подражание китайскому искусству русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым и «лакирным учеником» Якимом Герасимовым.

Сложностью рисунка и изысканностью цветовой гаммы отличается наборный паркет опочивальни, выполненный Якобом Лангом в 1770-х годах «на место каменного… из заморского дерева». Сочетая в себе восточную орнаментику с элементами европейского рококо, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце.

.

Туалетная

Теме науки Географии посвящено убранство интерьера Туалетной. В центре перекрытия падуг потолка, выполненного в форме купола земной сферы, размещен плафон-тондо «География» кисти Гаспаро Дициани с аллегорическим изображением молодой женщины, опирающейся на глобус. Теме Географии вторит и композиция наборного паркета с изображением розы ветров с восемью лучами в центре и концентрических окружностей – символов континентов.

Главным декоративным украшением интерьера являются одиннадцать пастельных портретов придворных дам, исполненных в 1756 году по заказу Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) французским художником Жаном де Сампсуа и символизирующих времена года, стихии и страны света.

.

Портретная

Ведущее место в оформлении Портретной занимает живопись: 22 портрета кисти художника Пьетро Ротари. Итальянский придворный живописец вошел в историю созданием образов юных девушек и разработал тип камерного портрета, получившего впоследствии название «головки Ротари».

Во время революционных событий шесть портретов были похищены, однако позднее заменены на похожие, также выполненные Пьетро Ротари. Отдельные полотна разной конфигурации, изображающие не только молодых девушек, но и юношей, объединены между собой лепным декором в виде переплетенных растительных побегов и цветочных гирлянд.

.

Кабинет императрицы Екатерины II

Кабинет императрицы богато оформлен живописью и серебряной присыпкой. Центральные фигурные композиции, первоначально выполненные, по всей вероятности, Стефано Торелли, иллюстрируют сюжеты из античных мифов: «Меркурий», «Селена и Эндимион» и «Венера и Адонис». Плафон Гаспаро Дициани «История» дополняет живописное убранство кабинета и напоминает о его назначении.

Над созданием декоративных орнаментальных росписей на стенах и падугах потолка работал Серафино Бароцци. Растительные побеги, пальмовые листья, ленты, цветы, рокайли, переходящие в листья аканта, и птицы написаны по серебру, что создает необычный декоративный эффект, преображая комнату в сказочное пространство.

Китайский дворец – хрупкое сооружение, которое боится сырости, поэтому он работает только в теплое время года (в 2024 году по 29 сентября) и только в сухую погоду. По этой причине билеты продаются только на месте; для индивидуального посещения предусмотрены два окна – 10.30 – 12.00, 14.00 – 15.30. Выходной -понедельник.

Б.В.

Фото предоставлены пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

  • 1 – Передняя; 2 – Гардеробная; 3 – Розовая гостиная; 4 – Штофная опочивальня; 5 – Будуар; 6 – Кабинет Павла; 7 – Зал муз; 8 – Голубая гостиная; 9 – Стеклярусный кабинет; 10 – Большой зал; 11 – Штукатурный покой; 12 – Малый Китайский кабинет; 13 – Большой Китайский кабинет; 14 – Китайская опочивальня; 15 – Камерюнгферская; 16 – Портретная;  17 – Кабинет Екатерины II