Четыре плюс четыре. Старая испанская живпопись в Эрмитаже

В Эрмитаже – выставка испанской живописи из собрания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина. Этот проект не столько про историю искусства на примере полотен Эль Греко, Мурильо, Веласкеса и Гойи, сколько про историю бытования этих произведений. 

С 1924 по 1936 год Эрмитаж передал в ГМИИ 546 (пятьсот сорок шесть) картин западноевропейских художников. В том числе восемь картин старых испанских мастеров. В некоторых случаях принято говорить, что разбивались парные картины. Но ни близость сюжетов, ни размер полотна, ни принадлежность одному владельцу еще не доказывают парность произведений. Неопровержимое доказательство – документальное свидетельство, что бывает редко. Тогда в дело вступают косвенные подтверждения или опровержения. 

Именно об этом выставка. 

Пара № 1. Диего Веласкес (мастерская). Портрет Филиппа IV. 1638. Эрмитаж, Портрет Гаспара де Гусмана. 1638. ГМИИ. 

Изображены король и его первый министр. Но как сейчас считают исследователи, портреты выполнены в разное время разными учениками Веласкеса. Парными их назвал в 1817 году французский Маршан Алексис Делаганте, готовя к аукциону. В Эрмитаже обе картины попали в 1850 году после еще одной продажи. В 1930-м первый министр переехал в Москву. 

.

Пара № 2. Антонио де Переда-и-Сальгадо. Натюрморт с поставцом. 1652. Эрмитаж, Натюрморт с часами. 1652. ГМИИ. Поступили в Эрмитаж в 1814-1815 годах из одного амстердамского собрания.

Долго время «парность» этой пары объясняли тем, что «Поставец» – про ценность земного существования, а «Часы» – про бренность и скоротечность жизни. Теперь эта аргументация отвергнута, перед нами – не пара. В 1930 году «Часы» перевезли в столицу. 

.

Пара № 3. Бартоломео Эстебан Мурильо. Распятие. 1670-е. Эрмитаж, Бегство в Египет, 1670-е, ГМИИ. Картины попали в Эрмитаж в 1779 году в составе коллекции Роберта Уолполла. Полотна повествуют о разных эпизодах жизни Христа, и вряд ли были заказаны художнику как парные. Тот факт, что Уолполл разместил их рядом в своем особняке, говорит только о предпочтениях этого владельца картин. В 1930 году «Бегство» отправили в Белокаменную.

.

Пара № 4. Снова Мурильо. Мальчик с собакой. 1650-е, Эрмитаж, Девочка с корзиной фруктов, 1650-е, ГМИИ. Попали в Эрмитаж в 1772 году после аукциона по распродаже собрания герцога Шуазеля. У художника был близкий друг – Николас Омасур, живший в Севилье богатый торговец шелком из Антверпена. Известно, что в 1690 году в инвентарях Омасура значились: «Два маленьких полотна, на одном – озорник с собакой, на другом – девочка с цветочной корзиной». Тема, композиции, манера письма позволяют считать эти полотна истинно парными. В 1930 году «Девочка» перебралась на Волхонку.

***

Эта выставка примечательна еще одной «квадригой». Впервые за пределами ГМИИ показаны картины, из так называемого перемещенного искусства.

 

№ 1. Эль Греко. Святой Иоанн Креститель. 1610-е. Считается лучшей работой художника на этот сюжет. Персонаж изображен на фоне Толедо, где жил Эль Греко. До 1945 года находилась в Музее кайзера Фридриха в Берлине. Теперь это Музей Боде.

.

№ 2.  Хусепе де Рибера и мастерская. Святой Онуфрий – пустынник. 1650. Популярный сюжет того времен – добровольный изгнанник с посохом, четками, черепом, высохшим хлебом и взглядом, обращенным к Небу. До 1945 года картина находилась в Саксонских собраниях. 

.

№ 3.   Мурильо. Святая Екатерина Александрийская. 1650-е. Образец искусства барокко. Святая – в дорогих одеяниях и при короне. До 1945 года находилась в частном собрании в Берлине.

.

№ 4. Франсиско Гойя. Женский портрет. 1808-1812. Считается портретом художницы Лолы Хименес. Красная накидка – символ сложной насыщенной эмоциональной жизни персонажа. До 1945 года картина находилась в собрании известного коллекционера Отто Герстенберга.  

Выставка работает по 7 июля. 

Борис Вадимов 


Теги: