Что будет с Петербургом при губернаторе Беглове

Год назад, когда Александр Беглов только пришел к власти, от него ожидали всего того, чего не могли дождаться от Полтавченко: оживления городской жизни, инвесторов, девелоперских проектов и всего прочего. В общем, возвращения времен Валентины Матвиенко. Тем более что весь экономический блок нового Смольного составили выходцы из ее гнезда – вице-губернаторы Евгений Елин, Эдуард Батанов, Николай Линченко, главный по имуществу Валерий Калугин. В моду вошла цитата из Александра I, что «теперь все будет, как при бабушке».

Однако ни в городе, ни в стране нет уже такого количества денег и ресурсов, чтобы щедро раздавать их окружающему бизнесу. Сам же Александр Беглов – это новая редакция не Валентины Матвиенко, а Георгия Полтавченко. То есть чиновник без буйного полета административной фантазии. По средствам.

Свое знакомство с городскими финансами Александр Беглов начал возмущением по поводу растущего долга Петербурга. И сразу же сформулировал тезис о необходимости жизни по средствам. Одновременно, видимо в рамках предвыборной кампании, был брошен лозунг о доведении бюджета города до красивой цифры триллион рублей. Экономический же блок губернатора вынужден говорить 2 вещи. Во-первых, о необходимости развития (для чего нужны средства, в обычной ситуации их берут в долг, но Беглову это не нравится). Во-вторых, о низких темпах собственного роста, что затрудняет и развитие, и зарабатывание триллиона.

Впрочем, не все так плохо. Достижение 1 триллиона назначено к 2025 году. В будущем году доходы пока запланированы на уровне 665 млрд рублей (хотя на самом деле, скорее всего, будут больше). Если каждый год увеличивать их на реальную инфляцию порядка 10%, то триллион к 2025 году появится сам собой. Правда, Валентина Матвиенко регулярно отчитывалась об удвоении бюджета, но соразмерного повышения качества жизни в Петербурге почему-то не происходило. Так что, может, и триллионный рубеж придет незаметно.

 

Похорошеет, как при Собянине

Главное, что можно ожидать в новое губернаторство, – заимствование московского опыта. С учетом скромных финансовых возможностей, разумеется. Чиновники довольно бодро начали планировать общественные пространства, некоторые уже создали. И главное, договорились с Кремлем о парке на Тучковом буяне. Кроме того, по примеру Москвы стали расширять тротуары: пока на Большом проспекте ПС, но лиха беда начало. Урбанистический задор неизбежно иссякнет – и по причине окончания избирательной кампании, и просто от столкновения с жизнью. Но на внешний вид города он все же повлияет.

Другим использованием опыта Москвы станет попытка интеграции в городскую транспортную систему железных дорог. Строго говоря, инициатива появилась еще при Полтавченко, но, как и все в те дремучие времена, развивалась ни шатко ни валко. Зато теперь должна начать бить ключом. Незадолго до выборов РЖД презентовало концепцию двух железнодорожных веток – от Токсово до Ораниенбаума и от Белоострова до Ораниенбаума. На них будет 29 и 38 остановок, в том числе 6 и 8 – соединенных со станциями метро. Стоимость проекта не озвучивается, но можно предположить, что она будет немаленькой. Проблема не столько в том, чтобы проложить рельсы (они в большинстве случаев есть), а в том, чтобы убрать с них существующее грузовое движение. Для которого как раз придется создавать новую ж/д инфраструктуру. В Москве таким образом вполне успешно работает интегрированная с метро бывшая кольцевая железная дорога.

 

Не накопаешься

Еще власти хотят использовать столичный опыт строительства метро: проводить торги не на создание какого-то участка целиком, а разбивать его на мелкие лоты. Рассчитывая, что таким образом удастся создать конкуренцию на этом рынке. Впрочем, не очень понятно, в какой степени это реальная перспектива, а в какой – просто попытки попугать «Метрострой», с которым Смольный с прошлогоднего конфликта находится в состоянии худого мира. Впрочем, если уж идти путем Москвы до конца, надо создать принадлежащего городу генподрядчика, который выиграет один большой конкурс на много лет вперед, а потом станет на субподряде привлекать реальных исполнителей. Если это и можно назвать развитием конкуренции, то очень по-московски.

Но как ни организуй дело, при средней цене за 1 км 8 млрд рублей много метро не накопаешься. Поэтому Смольный, опять же учитывая московский опыт, а также опыт «Чижика», должен смотреть в сторону скоростных трамваев. Он и смотрит, но пока на уровне планов.

 

Главный вопрос

Но главный вопрос – увидим ли мы после выборов нового Александра Беглова. Если изучить его биографию за то время, что он провел вдали от родного города (то есть с 2003 года), в ней можно найти множество казаков, православия и всего другого скрепного. Однако за время своей нынешней работы в Смольном он ни разу об этом не заикался. Возможно, эти его интересы отошли на второй план. А может, он по совету мудрых политтехнологов просто сдерживался.

Станислав Волков