Что делать с культурным наследием?

Часть 1. Археология в опасности

.

В последнее время наблюдается супер-агрессивная атака на культурное наследие сразу на всех фронтах. У тех, кто профессионально старается противостоять этому, уже голова кругом идет – с какой стороны держать оборону?

В опубликованной М.Н. Золотоносовым в «Городе 812» 30.06. 2022 г. статье «Контрреволюционный переворот в сфере недвижимости Петербурга» он перечисляет и анализирует стоящие перед культурным наследием проблемы. И среди них пишет об одной очень серьезной – попытке внести изменения в ФЗ 73 путем выпуска постановления Правительства «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ».

Что же это за страшное постановление такое? Сделаю то же, что уже сделал М.Н. Золотоносов, – процитирую Т. Жеглову, сообщившую читателям про эту жуткую инициативу:

«Уничтожать исторические памятники при строительстве будет можно, если ранее они не были обнаружены и поставлены на учет. Никто не требует оценки экспертов перед производством работ. Экспертиза отменяется. <…> Под нож пойдут могилы и древние поселения. Новое постановление правительства позволяет, по сути, самим застройщикам определять, есть ли памятники на принадлежащей им территории, или нет. <…> Это история про волков, стерегущих овец» (Т. Жеглова. «Новая инициатива правительства по уничтожению археологических памятников» / «Город 812» 26 июня 2022 г. – см. тут).

Иными словами по этому постановлению отменяется необходимое по действующему законодательству требование, обязывающее застройшика за его счет перед началом проектирования проводить на площадке, предполагаемой к хозяйственному освоению предварительные археологические исследования с целью установления отсутствия или наличия на этом месте объекта (или объектов) археологического наследия. Иными словами без предварительного проведения археологических исследований застройщик не имеет права и лопату в землю воткнуть. А упоминаемая законодательная инициатива предлагает облегчить жизнь застройщику и существующую законодательную норму отменить. То есть строй себе на здоровье, никто тебе мешать не будет.

Действительно жутко. Но еще большая жуть и оторопь берет от того, что эта законодательная инициатива отнюдь не является плодом законодательного творчества властей Санкт-Петербурга, как указал уважаемый Михаил Нафтальевич. Все гораздо хуже. Этот страшный документ родился в недрах ведомства вице-премьера Российской Федерации Марата Шакирзяновича Хуснуллина. То есть если он будет подписан премьер-министром РФ Михаилом Владимировичем Мишустиным и таким образом станет Постановлением Правительства Российской Федерации, он поставит  крест на всем дальнейшем развитии археологической науки в России.

Со всех концов страны – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского – от археологов в адрес правительства РФ были отправлены письма с критикой этого проекта и возражениями на него. В итоге к моменту завершения публичных обсуждений этого проекта на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (22 июня 2022 года) за нововведения проголосовало только 168 человек, в то время как против них в 40 раз больше – 6978 человек.

Следует отметить, что как раз во время обсуждения на федеральном портале, в Самаре происходило важнейшее для российской археологии событие – VI (XXII) Всероссийский археологический съезд. Один из круглых столов этого съезда был целиком посвящен рассмотрению нелепого и жуткого правительственного законопроекта, и все без исключения участники круглого стола призвали не допустить утверждения варварской инициативы.

Итак, на официальном портале обсуждений проектов нормативно-правовых актов счет оказался счет оказался явно не в пользу безумных планов, рожденных в головах чиновников. И это не считая писем от археологов и археологических организаций, направленных и в правительство, и в прессу.

Что ж. Срок положенной по закону общественной экспертизы безумного нормативно-правового акта, рожденного в воспаленных чиновничьих головах и фактически уничтожающего нормы действующего  федерального закона об охране объектов культурного наследия, завершился. Общественная экспертиза с сорокакратным превышением голосов высказалась против превращения этого бреда в приказ, подписанный председателем правительства РФ. Можно считать, что здравый смысл наконец-то возобладал, и победа над чудовищным чиновничьим беспределом одержана?

Однако, не торопитесь радоваться. Кто сказал, что какая-то там общественная экспертиза способна поставить заслон перед наглым напором чиновничье-строительного лобби (читай – мафии)? Кто, в конце концов, в стране хозяин? Не радуйтесь. Последнее слово еще не сказано.

И вот в доказательство того, что именно чиновничье-строительное лобби, а никакие ни историко-культурные экспертизы, и даже не нормы действующего федерального закона решают судьбу объектов культурного наследия, а, тем более, какой-то там науки под названием «археология». 30 июня 2022 года, то есть уже после завершения срока, положенного на проведение по закону общественной экспертизы нормативно-правовых актов (напомним, что он завершился 22 июня), появляется еще один документ, на сей раз подписанный мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. Впрочем, нельзя исключать того, что появление документа, о котором пойдет речь ниже, явилось реакцией на исход голосования на официальном портале обсуждений проектов нормативно-правовых актов, сложившийся явно не в пользу чиновничьей инициативы.

Итак, документ, о котором идет речь – это  письмо С.С. Собянина М.В. Мишустину.

.

О том, насколько сложившаяся и закрепленная законом практика проведения археологических экспертиз не устраивает и раздражает застройщиков, свидетельствуют уже первые строки письма уважаемого политика, в которых он бьет тревогу:

«В настоящее время сложилась острая ситуация, связанная с последствиями действия архаичного законодательства в сфере охраны объектов археологического наследия».

И далее: «…на организации всех форм собственности и граждан возложена обязанность организации проведения за свой счет археологической разведки и по ее результатам государственной историко-культурной экспертизы на территориях до начала намечаемой ими хозяйственной деятельности практически повсеместно и вне зависимости от рисков причинения вреда расположенным под землей или под водой объектам археологического наследия».

Так вот почему необходимость предварительного проведения археологических разведок и экспертиз вызывает столь панический ужас у представителей строительного бизнеса! Ведь за право осуществления хозяйственной деятельности практически на любой территории и даже в акватории застройщику приходится платить каким-то там археологам.

Как тут не вспомнить сцену из фильма Федерико Феллини «Рим»  (см. тут).  Напомним читателю, о чем в  ней повествуется. Строители прокладывают одну из веток римского метро и неожиданно натыкаются на остатки древнеримской виллы. У всех сразу от восторга загораются глаза. Следует немая сцена. Но тишину вдруг прерывает истошный вопль ужаса. Кричит начальник строительства: «Сейчас же сюда  археологи придут!!!»

  • “Рим” (1972) Ф. Феллини

Но итальянские строители уважают древности и, хоть и с неохотой, но понимают, что стройку теперь ожидают тяжелые времена – остановка, проведение раскопок (за счет застройщика) и изменение проекта (опять же за его счет), если не его отмена. Но по их глазам видно, что для них древности важнее. И, наконец, они уважают закон.

А вот наш строительный бизнес предлагает другое – закон плохой, устарел, надо его менять. В письме С.С. Собянина далее говорится: «…проведение дорогостоящего, длительного по времени и, как правило, низко результативного археологического изучения территорий стало существенным административным барьером и избыточной финансовой нагрузкой при реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, предпринимательской и хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц».

Не просто предлагает, но и разрабатывает внесение соответствующих изменений в 73-ФЗ и в Положение о государственной историко-культурной экспертизе.. С.С. Собянин сообщает премьер-министру, что Правительством Москвы «… подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе».

Так что же предусматривается этим проектом? Возвращаемся к тексту письма С.С. Собянина. А в нем предлагается наделить правом проведения государственной историко-культурной экспертизы не специально аттестованных профессионалов, как это предусмотрено ныне действующим Положением, а экспертов – государственных гражданских служащих регионального органа охраны объектов культурного наследия, работников подведомственного ему государственного учреждения и утверждение заключения экспертизы указанным органом (учреждением).

Более того, проектом предлагается и упрощение избыточно жестких квалификационных требований к экспертам.

Согласимся с тем, что ныне существующая практика проведения ГИКЭ вызывает к себе массу вопросов и, мягко говоря, претензий. Согласимся и с тем, что она давно требует пересмотра и реформирования, но к рассмотрению этих весьма непростых вопросов мы вернемся в специальной статье. В этой же отметим, что предложенный вниманию М.В. Мишустина проект решения этих проблем не предлагает. Ничем иным, как шедевром бюрократически-чиновничьего «творчества» этот чудовищный документ не является. Предлагаемые им меры направлены не на оптимизацию экспертной деятельности, а на ее ликвидацию.

Вы только вдумайтесь! Проведение историко-культурной экспертизы предлагается отдать в руки самих же чиновников – «государственным гражданским служащим регионального органа охраны объектов культурного наследия, работниками подведомственному ему государственного учреждения».

Вот так! Приехали! Экспертизы будут составлять не специалисты-профессионалы, отягощенные «избыточными» квалификационными требованиям (то есть всякие там «товарищи ученые, доценты с кандидатами» (В.С. Высоцкий), а чиновники – работники, подчиненные подведомственному государственному учреждению, то есть тому же госоргану.

Но и это еще не все! Проект предусматривает «утверждение заключения экспертизы указанным органным органом (учреждением)». При этом обязательное по действующему законодательству, предшествующее работам по хозяйственному освоению территории (или акватории) должно проводится не на основании археологических разведок, а «по решению заказчиков таких работ (застройщиков).

Ну теперь уж точно дальше ехать некуда! Экспертизы не только будут проводится и утверждаться чиновниками, но и определять саму необходимость проведения исследований будут определять застройщики!!! Полный коррупционный беспредел!

Вот так-то вот! Не нужны какие-то не уполномоченные, не подчиняющиеся госорганам (а следовательно и не контролируемые ими) профессионалы. А если этого не сделать, то будет получаться то, что получилось – проголосуют какие-то там неуполномоченные ученые большинством голосов против.

А ведь с проектом-то уже согласились и Минстрой России, и Минэкономразвития, и Росреестр. И общественность массово поддержала. И не какая-то там маргинальная в лице ученых, а настоящая – респектабельная и серьезная – «крупнейшие общероссийские объединения предпринимателей и граждан». Ну, а что касается замечаний ученых-болтунов, то с ними можно не церемониться, так как «анализ замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения проекта постановления, позволяет сделать вывод об их неосновательности и «управляемой» тиражируемости». Вот они где, оказывается находятся эти жуткие «управляемые» коррупционеры – среди ученых.

Поэтому, несмотря на то, что высказанные в ходе этого общественного обсуждения замечания пока сыграли свою положительную роль и «отменили» принятие правительством одиозного постановления, радоваться еще рано. Судя по тому, с каким напором чиновничье-строительное лобби обрушилось на градозащитное движение, на профессионалов, работающих с памятниками, судя по тому, с каким усердием взялось за нормативно-правовое и законотворческую деятельность в сфере реформирования охраны культурного наследия и реставрации, мы находимся лишь в начале весьма пугающего процесса коренного передела всей системы работы с культурным наследием.

С другой стороны, следует признать, что определенные основания для  призывов к изменению законодательства в области охраны культурного наследя все же имеются. Но об этом – уже в следующей статье, а точнее – статьях. Боюсь, что одной здесь не отделаешься.

О.М. Иоаннисян