30 января Смольный покинул вице-губернатор Юрий Молчанов, последние 8 лет «отвечавший за решение вопросов в сфере инвестиционной политики Санкт-Петербурга» – так официально назывались его обязанности. Говорят, что обязанности Молчанова теперь перераспределят между другими вице-губернаторами, а поста «инвестиционного» вице-губернатора больше не будет.
Юрий Молчанов ушел из Смольного последним из команды экс-губернатора Матвиенко. Из ее заместителей остались только вице-губернаторы Игорь Метельский (имущественные вопросы) и Валерий Тихонов (взаимодействие с правоохранительными органами).
Но он и появился в той команде последним – в конце 2003 года. Вице-губернатора “по инвестициям” тогда целенаправленно искали несколько месяцев и говорили, что Молчанова рекомендовал лично Путин (и якобы он просил Молчанова – на тот момент владельца многопрофильной компании “Бизнес-линк” – отойти от бизнеса и помочь Матвиенко). Сам Юрий Молчанов свое знакомство с Путиным никогда не афишировал (в начале 90-х годов Путин работал помощником Молчанова – тогда проректора ЛГУ по международным связям).
Появившись в Смольном, Молчанов сторонился прессы, утверждая, что не публичный человек. Однако уже через полгода Молчанова называли одним из самых влиятельных заместителей Валентины Матвиенко. Одной из причин таких разговоров стала быстрая победа Молчанова в борьбе с коллегами – вице-губернатором по экономике Михаилом Осеевским и вице-губернатором по строительству Александром Вахмистровым. У Осеевского под Молчанова ушли “крупные проекты” (позже их стали называть стратегическими), закончилось монопольное влияние Вахмистрова на выделение строителям пятен земли по застройку.
Примерно через полгода работы Молчанов рассказывал журналистам, что видит свою задачу в том, чтобы сделать Петербург по-настоящему открытым для инвесторов городом. Для этого должны быть и экономические условия и внешние: “Например, у города нет приличных морских и воздушных ворот – нам нужен современный пассажирский порт и хороший аэропорт-хаб, чтобы не стыдно было приглашать гостей. Труднее всего будет с аэропортом, потому что он в федеральной собственности, надо будет договариваться переводить в городскую или решать вопрос с “федералами”, разбираться с авиакомпанией “Россия”… С железнодорожными вокзалами все более-менее нормально, но ведь, попав в город, по нему надо проехать, а это невозможно! Ни туристам, ни грузовым машинам – значит, нам нужны объездные дороги, и обязательно скоростная дорога внутри города”.
Как отмечают симпатизирующие Молчанову эксперты: через 8 лет практически все эти планы реализованы – работает пассажирский порт “Морской фасад”, началась реконструкция Пулкова, строится Западный скоростной диаметр (кстати, Молчанов всегда подчеркивал, что “Петербург развивается прежде всего благодаря невероятной энергии Валентины Ивановны и ее пробивным способностям”).
Заявлял “инвестиционный” вице-губернатор о мечтах запустить в Петербурге торги землей. “Чтобы не ходили строители больше в Смольный клянчить землю, а выкупали ее на торгах – пусть платят, кто больше, а город только считает деньги”. И торги действительно пошли, впрочем, чьей в этом заслуги больше – Молчанова или Вахмистрова, – эксперты спорят.
Считается, что “молчановские люди” способствовали приходу в Петербург иностранных автозаводов. Перспективность автокластера, правда, неоднозначно оценивается аналитиками, но заводы работают и, по данным специалистов, автоинвестиции превысили 1 млрд долларов. Готовивший участки земли для первых автозаводов первый председатель созданного “под Молчанова” Комитета по инвестициям Максим Соколов теперь работает директором департамента промышленности правительства РФ. А возглавлявший еще один “молчановский” Комитет по транспортно-транзитной политике Николай Асаул – стал замминистра транспорта России. За последние 8 лет больше никто из молодых петербургских чиновников так высоко не прыгнул.
Юрия Молчанова называют идеологом государственно-частного партнерства. В объяснениях все было очень красиво: “весь мир живет и развивается – строит мосты, дороги, вокзалы – по принципам государственно-частного партнерства”. Объекты, созданные по принципам ГЧП в Петербурге появились – в том числе школы и детские сады. Хотя эксперты не едины в отношении к тому, правильно ли принципы ГЧП реализованы в Петербурге и каковы последствия этих проектов для государственной казны. Кстати, почему-то Молчанов не курировал первый проект, заявленный и реализованный в городе на принципах ГЧП, – строительство пассажирского порта “Морской фасад”. То ли из-за того, что строитель порта депутат Южилин решал все вопросы напрямую с Матвиенко, то ли потому, что выпуск облигаций, а затем их выкуп за бюджетные деньги – немного странный вид ГЧП. Поскольку не понятна в этом случае роль частного партнера, если он взял деньги в кредит под гарантию города, выпустил облигации, построил порт и потом получил свои деньги обратно.
В своих первоначальных рассказах о ГЧП Юрий Молчанов об облигациях не упоминал – говорил об участии города в проектах участками земли и инженерной инфраструктурой, а также о необходимости частному партнеру проекта возвращать свои деньги через эксплуатацию этого проекта… Так в теории и планировалось вернуть вложенные деньги частным партнерам проектов строительства “Наземного экспресса” и “Орловского тоннеля”, но проекты приостановлены администрацией Георгия Полтавченко – из-за непрозрачности финансовой схемы и чрезмерно высокой стоимости. Приостановлены также строительство Ново-Адмиратейского моста и моста через остров Серный, “подвисает” проект строительства Смольного-2 (“Невская ратуша”), которые также курировал Молчанов.
Теперь курируемые Молчановым комитеты, связанные с дорогами, переподчинят, видимо, вице-губернатору Козыреву, а Комитет по инвестициям, говорят, упразднят вообще. Переговорами с инвесторами, подготовкой бумаг и сопровождением проектов займется, по всей вероятности, Комитет по экономическому развитию под кураторством нового вице-губернатора Сергея Вязалова. Кстати, пару месяцев назад он обещал заняться комплексным развитием территорий в Санкт-Петербурге. Возможно, инвесторов и инвестиций за 8 лет напривлекали столько, что теперь надо придумывать, как их комплексно разместить.
Евгений НИКИТИН
Отношение
Прежний губернатор Валентина Матвиенко ценила большой размер. Небоскребы, бюджеты, инвестпроекты – все должно было быть большим и своей величиной поражать воображение. Вице-губернатор Юрий Молчанов, отвечавший за инвестиции, соответствовал потребностям этого царствования.
Но царствование не соответствовало городу. В этом плоском городе большие размеры не были нужны никому, кроме тех, кто осваивал на этом деньги. Освоение денег – это такой традиционный чиновничий штамп, означающий приобретение за бюджетные средства товаров и услуг. Но звучит двусмысленно.
Молчанов считается другом Путина, поэтому уходил он долго, и некоторые даже сомневались, что уйдет вообще. В отличие от своего товарища по команде “молодых менеджеров” (был в свое время такой популярный штамп ) Михаила Осеевского, который с Путиным не дружил, а дружил только с Владимиром Коганом и ушел быстро.
Можно строить много версий происходящего. Что вице-губернатора Молчанова победил вице-губернатор Вязалов. Что Молчанов на самом деле не такой уж премьеру и друг. Что Молчанов понял: больше здесь делать нечего, и ушел сам.
Но есть в этом некая внутренняя логика. Большие размеры в этом городе не приживаются. И не приживаются люди, живущие большими размерами.
Антон МУХИН
Комментарии
Нужен ли Петербургу инвестиционный вице-губернатор?
Денис Демин, начальник аналитического отдела ИК БФА:
– Инвестиционных проектов много было, с разной степенью успешности, – но это вряд ли заслуги или провалы самого Молчанова. Кроме вице-губернатора есть еще комитеты, чиновники, партнеры по проектам, сами по себе проекты. Если что-то не получилось, это не значит, что Молчанов или кто-то еще плохо работал. Хотя если посмотреть, что было сделано, а что нет – не впечатляет. КАД построили… А что еще? Орловский тоннель – нет. Апраксин двор толком не сделали, Мариинский театр и Новую Голландию тоже пока нет.
Что касается целесообразности Комитета по стратегическим инвестициям (КИСП), то его проблема в том, что там всегда была серьезная конкуренция и пересечение полномочий с несколькими комитетами – в первую очередь с КЭРППИТ и КВС. Например, когда одним из стратегических объектов был назначен проект “Туристический Петербург”, понятно, что между ними сразу возникло общее поле деятельности. Получается, что КИСП занимается и мостами, и тоннелями, и домами – но при этом нет у него своей эксклюзивной ниши. Этим всем вполне мог заниматься каждый комитет в отдельности. Пусть Комитет по транспорту строит дороги, а по строительству – дома, мини-отелями и туризмом занимается Комитет по внешним связям. И необязательно назначать специального вице-губернатора, который будет курировать эти вопросы, все зависит от качества команды, которая формируется.
Искать инвесторов – это не работа. Что, сложно найти Дерипаску в этой стране? Сотрудники КИСП зато постоянно в Канны ездят на выставку, встречаются с крупными инвесторами. Но к нам ни один инвестор из Каннов еще не приехал! Это все имитация бурной деятельности. Инвесторы сами себе место выбирают, их сложно искать. Обязанность правительства города – создать условия, чтобы эти инвесторы пришли. Инвесторы и без того знают, что есть такой город Петербург. Кого-то специально искать – только деньги тратить. Или, думаете, ушел Молчанов – и уйдут все инвесторы из Петербурга? Конечно, нет! Я не переоцениваю роль личности в истории, особенно личности Молчанова.
Сейчас Полтавченко пошел по наработанной схеме нового руководителя: пару месяцев он ничего не делал, смотрел, что работает и как, потом стал снимать людей, привел свою команду. То же самое Путин делал, когда приходил. На местах остались единицы, и их скоро тоже не будет. При этом не обязательно менять структуру полностью, можно ее упростить, упорядочить. Может быть, комитетов станет меньше за счет таких промежуточных звеньев, вроде КИСП. Экономия должна быть не только денежная, но и управленческая – в смысле уменьшения количества шагов, которые нужно пройти, например, инвестору. Процесс должен быть максимально прям и прозрачен.
Инвесторы придут, если будут понимать, что это просто, если будут уверены, что в случае чего не развалится вся цепочка, как сейчас происходит с уходом Молчанова: все напряглись, не знают, что делать, куда обращаться, все замерло. Тем людям, которые сидят на местах, неизвестно, с кем завтра придется разговаривать. Этого хотелось бы избегать. Система минимально должна зависеть от конкретных личностей.
Игорь Водопьянов, владелец УК “Теорема”:
– Мне кажется, что Молчанов был элементом безумной системы – я имею в виду в законодательной базе по строительству. У меня нет к нему ни теплых, ни отрицательных чувств. Роль личности в истории не так уж высока. Он был достаточно толковым чиновником, и это безумие во многом зависело не от него, а от запутанной законодательной базы и разных мелких чиновников, которые ее по-разному трактуют.
Я не очень понимаю, как теперь все будет работать. Была какая-то система, которая плохо работала, но хотя бы работала. Сейчас не работает вообще, сейчас занимаются дележкой портфелей.
Система постоянно непрерывно усложнялась: при Яковлеве какие-то вопросы можно было проще решать, но вследствие деятельности Матвиенко, ее команды и депутатов в Москве, которые непрерывно принимали законы, система забюрокрачивалась и в итоге пришла в состояние легкого маразма. Большой вины Молчанова и Филимонова тут нет. Уйдут они – вряд ли станет лучше. У нас все равно все развивается от плохого к худшему. Сейчас вообще остановилось.
Я, например, уже 2,5 года утверждаю проект планировки застройки в Петродворце. Последние полгода он просто лежит в администрации, с ним ничего не происходит. И вчера его выкинули из юридического комитета обратно в КГА с требованием каких-то дополнительных согласований. Но все уже было согласовано год назад! Пришла новая метла – и все заново!
Конечно, бизнес может приспособиться к чему хочешь. Торговля процветала даже в блокадном Ленинграде. Но насколько эффективно все будет работать – неясно. Да, раньше было много комитетов – но хотя бы был алгоритм, что нужно делать, чтобы получить согласование. Сейчас непонятно, что делать, сами чиновники этого не знают. Спрашиваешь: эта норма действует? Никто не знает.
Понятно, что губернатор выстраивает структуру управления из своих соображений. И мне все равно, сколько там будет вице-губернаторов и сколько комитетов. Пусть только установят какие-нибудь правила и придерживаются их хоть какое-то время! Чтобы можно было к ним приспособиться. А если все время этот аквариум встряхивать, ничего невозможно сделать.
Михаил Золотоносов, архитектурный критик:
– На месте нового губернатора я бы уволил бы Юрия Молчанова, завсегдатая сайтов Компромат.Ru, Anticompromat.org и Русский WikiLeaks, первым делом. Ни один из вице-губернаторов СПб не имеет столь скандальной репутации. Достаточно вспомнить, что 27 декабря 2006 г. кандидатура Ю. Молчанова прошла утверждение в ЗакСе с трудом (сначала он получил 15 голосов “за” при требуемых 26), и это не случайно.
История с Ново-Адмиралтейском мостом наглядно продемонстрировала все его качества – Молчанов упорно, нарушая закон, промоутировал мост, отстаивая абсолютно неподготовленный проект, бессмысленный для городского транспорта и опасный для судоходства. Против выступали и Морской совет, и Минтранс, моста не было в Генплане. А смысл проекта, похоже, заключен был только в освоении средств. История с мостом напоминает мне африканский метод ловли обезьян: берут тыкву, вынимают внутренности, кладут внутрь банан и делают небольшое отверстие в тыкве. Саму тыкву крепко привязывают к дереву. Обезьяна берет банан в кулак, а вытянуть лапу из тыквы уже не может. И при этом банан не бросает – стоит, пока туземцы не поймают или не разобьют ей голову. Так оно в итоге и случилось.