Губернатор Валентина Матвиенко и глава банка ВТБ Андрей Костин объявили, что с 29 апреля аэропорт Пулково переходит под фактический контроль ВТБ. Наряду с прочим, возможно, именно госбанку придется договариваться с «Аэрофлотом» о дальнейшей судьбе петербургской авиакомпании.
ВТБ владеет контрольным пакетом ООО “Воздушные ворота северной столицы”, которое в предпоследний день апреля приступит к управлению ОАО “Пулково” и вместо него начнет оказывать аэропортовые услуги. Кроме госбанка, 35,5 процента “Воздушных ворот” принадлежит германскому авиатерминальному гиганту Fraport AG, и еще 7 процентов – греческой инвесткомпании Copelouzos Group (является “внучкой” “Газпрома” и его партнером по продаже российского газа).
От Fraport ждут передачи современных технологий строительства и управления авиатерминалами. Костин сказал, что из 1,2 миллиарда евро, необходимых для строительства терминала стартовой пропускной способностью 17,5 миллиона пассажиров,760 миллионов возьмут у банков, а остальное акционеры “Ворот” инвестируют пропорционально своим долям в управляющей компании. Только что назначенный ее гендиректор Сергей Эмдин (до этого руководил “Иркутскэнерго”) пообещал, что всем работникам Пулкова, пожелавшим перейти на работу в “Ворота”, будет предоставлена такая возможность.
ОАО “Аэропорт Пулково”, 100 процентов в котором принадлежат городу, должно в течение 30 лет выполнять функцию государственной управляющей компании, наблюдающей за соблюдением инвестором условий соглашения о государственно-частном партнерстве.
Но чтобы реконструкция аэропорта прошла не зря и он заработал как хаб, придется договариваться с крупными авиаперевозчиками (считается, что “Фрапорту” это будет сделать проще из-за богатого международного опыта, правда, договоренностям будет мешать российское законодательство, запрещающее сейчас иностранным компаниям выполнять внутренние полеты в России) и взаимодействовать с базовой авиакомпанией – ГТК “Россия”, которая отдана в управление “Аэрофлоту”. Впереди – акционирование
компании, и как он пройдет до конца, сейчас непонятно. Эксперты предполагают, что ВТБ придется как-то участвовать в этом процессе, чтобы не терять контроль над ситуацией. По крайней мере в одном авиапроекте ВТБ и “Аэрофлот” участвуют вместе, являясь акционерами открытого в конце 2009 года терминала D аэропорта Шереметьево. К чему приведет их соседство в Петербурге, экспертам не до конца понятно.