Что мешает Петербургу стать ювелирной столицей

Сейчас законодателями моды у ювелиров считаются итальянцы. В мире ценится и российская продукция – но большая ее часть представляет клоны с известных европейских работ. «Город 812» решил разобраться, чего не хватает Петербургу, чтобы стать столицей ювелирного мастерства (кстати, сейчас таковой в России считается Кострома).

    Выяснилось – для начала необходима поддержка властей, но не столько финансовая, сколько информационная.

– Мы неоднократно обращались в Смольный с просьбой провести в нашем городе крупную международную выставку ювелирных изделий, – рассказала Галина Ковалева – президент Фонда поддержки образования и творчества петербургских художников-ювелиров “Форма”. – С такими же предложениями выступали представители Калининграда и Екатеринбурга – возможно, им повезет больше. Во многих городах ценят ювелирное искусство, и Петербургу, если он захочет стать настоящей ювелирной столицей, придется постараться: постоянно заявлять о себе, участвовать в конкурсах и выставках. Есть польские, итальянские финские школы, которые удается победить.

– А может ли появиться мода на русские драгоценности – как когда-то на Фаберже?

– В Европе может появиться мода не столько на какой-то ювелирный дом, сколько на фирменный знак. Есть, например, ювелирный дом, который специализируется на сердечках. Вот он был в моде, и все носили сердечки. И потом, престижно быть не только в моде у массового потребителя, а работать на заказ. Представляете, как взлетают акции того ювелирного дома, который работает по заказу Ватикана?

– А в авторском искусстве российские ювелиры сильны?

– Петербуржцы славятся умением раскрыть тему. Это уже не просто сердечки. Это нечто большее.

– У нас президент Медведев тоже носил какую-то цепочку с нанотехнологическим кристаллом.

– Президент не должен быть проводником ювелирной моды, у него достаточно других задач. У нас представители власти украшений не носят. И потом, сложился стереотип, что законодателями мод должны быть жены президентов США и Франции – Карла Бруни и Мишель Обама. Хотя было бы здорово, если президент или премьер начнут носить изделия из палладия.

– Почему именно из палладия?

– Он недавно стал набирать популярность, это действительно здоровый металл, которому приписывают исцеляющие свойства. Дороже серебра, дешевле золота. Многие знают, что в слитки можно вкладывать деньги, но мало кто – что из палладия делают замечательные украшения. Палладия в нашей стране много, Россия на первом месте в мире по его добыче – и представляете, как было бы здорово, если б во всем мире стали носить изделия из палладия? Мы вот недавно выпустили каталог – может, люди заинтересуются. Студенты уже любят работать с палладием – порой больше, чем с золотом.

– А какие камни сейчас в моде?

– Мода скорее возникнет на тип огранки, чем на породу. Сейчас очень уважают авторские огранки. Лучший завод по огранке – в Смоленске.

– Частным мастерам работать, наверное, сложнее, чем крупным фирмам?

– Намного. Им самим приходится покупать золото, это не так просто по нашим законам. Еще больше ограничений, связанных с пробированием. Это тоже причина, которая мешает российской ювелирной славе. Но самое серьезное – это наши русские пристрастия и стереотипы. Знаете, какие вещи заказывает средний российский “ценитель”? Побольше золота, подороже и чтобы передавать потом это изделие из поколения в поколение. Надо людей просвещать, рассказывать им о тенденциях, а иначе русское ювелирное искусство так и не будет развиваться, потому что люди этого не заметят.

На выставках в Европе демонстрируются некоторые новые шедевры, и тут же такие же вещи продаются в лавочке, их можно купить. У нас же принято считать: шедевры – только для просмотра, а для продажи – вещи попроще. В Европе ювелирный дом Альфреда Ван Клифа хранил 60 лет в тайне несколько образцов и только сейчас решил их обнародовать: хозяева знали, что это будет сенсация, и клиент тут же откликнется. У нас бы не обратили внимания. И все же нынешний интерес к ювелирному искусству не сравнится с тем, что был, например, 15 лет назад. Можно считать, это были две разные страны.

– И все же профессии ювелирного дизайнера у нас по-прежнему не обучают?

– Системно – нет. Можно учиться в Мухинке, где есть факультет художественной обработки металла. Правда, он больше выпускает специалистов по большим формам – памятникам и бюстам. В Советском Союзе и то было высшее учебное заведение, готовящее специалистов-ювелиров, – Художественная академия в Таллине и ее факультет в Риге.        

Нина АСТАФЬЕВА

 Где учат ювелиров

Петербургские ювелиры одними из первых почувствовали на себе влияние кризиса. Эта профессия всегда считалась престижной, и до 2008 года государственные и частные ювелирные школы не испытывали недостатка в слушателях. Но затем их поток снизился. Между тем с петербургских ювелирных предприятий продолжают поступать заказы на специалистов. Руководители фабрик опасаются, что, когда кризис кончится, работать на производстве будет некому. Еще сложнее – ситуация с подготовкой ювелиров-дизайнеров. 

 В Петербурге работает один государственный художественно-профессиональный лицей и с десяток частных ювелирных школ.

В лицей принимают подростков от 14 лет, которые затем обычно поступают в вузы – (в Горный – если интересуются драгоценными камнями, или в Политехнический – если больше занимает обработка металла). В частные ювелирные школы идут люди, которые учатся с полной отдачей, хотя многие делают это для себя, без расчета стать ювелиром-профессионалом. Как рассказывает заместитель директора Школы ювелирного мастерства Любовь Коненкова, самому пожилому ее студенту уже исполнилось 54 года. Некоторые из них пошли учиться, потому что мечтали изготовить для жены какое-то особенное украшение, кто-то – по совету врачей, чтобы восстановить мелкую моторику после аварии.

Две девушки, имеющие собственный ювелирный бизнес в Германии, решили сами получить хотя бы азы ювелирной профессии, и на родине это оказалось дешевле. Главное же – что петербургская школа – ничем не хуже, например, гамбургской.

Технологии ювелирного дела почти не поддаются влиянию времени. Сейчас мастера используют тот же инструментарий, что и их коллеги из XIX века: надфиль, напильник, лобзик, штангенциркуль и разметочный циркуль. Поменялась только модель обучения – появились мониторы, на них можно изобразить деталь в 3D формате. Изменились сплавы – хотя и сейчас популярны мельхиор, медь, латунь, а на IV курсе студентам уже доверяют золото. Поскольку эти сплавы быстро окисляются, выставки-продажи студенческих работ не проводятся. Молодые ювелиры начинают зарабатывать, только придя на предприятие.

– Студенты художественно-промышленного лицея проходят практику на предприятиях “Русские самоцветы”, “Альфа, “Садко”, “КАСТ”, “КахоЛонг” и “Злотарница”, VIP-золото” и “Ювелиры северной столицы”, – говорит старший мастер лицея Светлана Фомичева. – Последние три считаются наиболее престижными. Для взрослых мы организовывали четырехмесячные курсы, но там, к сожалению, недобор – в этом году пришло всего пять человек. То, что ребята делают на практике, они имеют право забрать себе, но дипломные работы – всегда остаются в хранилищах лицея. Выбирать модели детям помогают профессионалы-художники. Моды и устойчивых предпочтений нет – ребята делают то, что им понравилось на картинке в каталоге.

Собственно ювелирный дизайн начинают преподавать в лицее только на четвертом курсе – уже перед выпуском. В первые три года в лицее – только живопись. Преподаватели жалуются, что увлечь ребят сложно: многие в это время готовятся в вузы. Вот и получается, что настоящих ювелиров в Петербурга не готовят – только хороших ремесленников.

При этом обычный ювелир обучается только монтировке, а работе с камнями – нет. Огранке в ювелирных колледжах не учат вовсе, а закрепке – специальности более престижной и высокооплачиваемой, чем монтировка – стали учить совсем недавно. Теперь, когда курс молодого ювелира занимает четыре года, а не три, как раньше, третий курс полностью посвящен искусству филиграни, а четвертый – закрепке и огранке.

– У нас тоже не было выпуска квалифицированных дизайнеров – были только те, кто учился этому для себя. В ноябре был сборный курс и только два человека захотели заниматься, – говорит Любовь Коненкова, заместитель директора Школы ювелирного мастерства. – А из модных течений я могу вспомнить одно: как после фильма “Властелин колец” многие пытались изготовить кольца “власти” и “всевластия“.                

Нина АСТАФЬЕВА

Лучшие друзья девушек – это бриллианты! Без сомнения,  истинную красоту женщины способны подчеркнуть только изысканные ювелирные украшения, которые представлены на сайте http://spikagold.ru/podve ski.html в широком ассортименте. Сделайте подарок любимой женщине и любуйтесь ее красотой!