Что могут понять историки, если ума хватит?

Если приглядеться как следует к человеческой истории, то понять в ней можно только то, что все без исключения сообщества двуногих без перьев (ей-богу, лучше б они были с перьями и считали бы себя гамбургскими петухами априори, не нуждаясь в тому подтверждениях!) постоянно совершают физически саморазрушительные действия во имя группового морального самосохранения.

Ближайший и безостановочный пример – войны. Почти ни одна из них не приносила тех физических результатов, во имя которых начиналась. Но почти все войны тешили групповое самолюбование их инициаторов.

Но не только о войнах речь. Речь о том, что все без исключения устремления культурно-исторических толп нацелены, в первую очередь, на поддержание представлений о себе как о супер-пупер-правильной первосортной группе, которая “всё делает (или не делает, не суть!) образцово”. И в подавляющем большинстве случаев эти действия также несут с собой лишь социальное разрушение и конфликты. И бесполезно здесь что-то кому-то предостерегающе объяснять и рассказывать, нервно поправляя расклившееся пенсне на учёном носу.

Страсть к первосортности ценой здравого смысла и элементарного расчёта – сродни шекспировским неконтролируемым и неодолимым страстям.

И эпоха бурного техно-прогресса, помноженная на сверхдержавный формат “конкурса групповых гениталий”, только сделала эти амбициозные ристалища повышенно опасными для жизни на земле.
И вот когда (точнее, если) историк понимает всё это, он теряет веру в ценность своих пожизненно трудоёмких штудий. И хочет тихо убиться апстену ) Вот ведь какая петрушка получается!..

Даниил Коцюбинский