По планам уже в следующем, 2010 году должно открыться движение по скоростной железнодорожной трассе от Петербурга до Хельсинки. Благодаря чему культурная столица России и просто столица Финляндии снова станут так же близки, как 200 лет назад, когда Великое княжество Финляндское вошло в состав России. Если только кризис не помешает.
Все меньше слов
Месяц назад президент Финляндии Тарья Халонен нанесла сокрушительный по конструктивности визит в Петербург. Тарья напомнила Валентине Матвиенко, что открытие скоростного ж/д движения из Хельсинки в Петербург – один из приоритетов сотрудничества наших городов. Валентина Ивановна, в свою очередь, напомнила Тарье, что она и не думала об этом забывать, но приоритетом все же является строительство трассы из Петербурга в Хельсинки.
Сейчас путь из Петербурга до столицы Финляндии длиною в 410 км занимает 6 с лишним часов. А в 2010 году собираются уменьшить время на дорогу до 3,5 часа, затем сократится до 3, из них – 1,5 часа – по российской территории до приграничной станции Бусловская.
2009 год – решающий во всей истории этого проекта, договоренность об осуществлении которого была достигнута еще в 2003 году на встрече президентов двух стран. Уже в 2004 году было готово технико-экономическое обоснование. Последующие годы лишь подтвердили его справедливость. Несмотря на то что билеты на автобус гораздо дешевле, поезда пользуются довольно устойчивым спросом. Они заполнены на 50 – 70%. Между Россией и Финляндией сейчас курсируют 3 поезда: Москва – Хельсинки “Лев Толстой”, Петербург – Хельсинки “Репин” и Петербург – Хельсинки “Сибелиус”. Рост пассажиропотока в них в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 1,9%, 16%, 5,4% соответственно. Т.е. спрос на поезда из Петербурга в Хельсинки растет в 3 – 8 раз быстрее, чем спрос на поезда из Москвы. По сравнению с автобусом, поезд – это прежде всего комфорт. В поезде – становишься человеком, слушая Сибелиуса и сверяя с партитурой. Страшно представить, что будет, если и время в пути сократится в 2 раза, а стоимость билетов останется той же или даже упадет из-за того, что перевозки станут более массовыми. В 2008-м на этом направлении перевезли 423 тысячи человек, по прогнозам, к 2010 году пассажиропоток достигнет 500 тысяч, а еще за несколько лет увеличится в 1,5 – 2 раза. Правда, эти прогнозы делались без поправки на кризис.
На скоростной трассе планируется пустить 4 пары поездов в сутки (вместо 3 сейчас, с учетом проходящего из Москвы). Хотя все будет зависеть от потока – уточнили в ОЖД.
Самое приятное в этой истории то, что она отнимает все меньше и меньше времени у самых занятых людей. Если Валентина Ивановна и Тарья Халонен во время визита последней в СПб потратили на него около часа, то во время визита Дмитрия Медведева с Валентиной Матвиенко к Тарье Халонен 20 – 21 апреля – всего лишь пару минут.
– Валентина Ивановна рассказала, что отдельно эта тема не обсуждалась, в очередной раз отметили, что проект важный, является одним из приоритетов сотрудничества и будет реализован, – рассказал Александр Коренников, пресс-секретарь губернатора.
Это означает одно – проект идет до такой степени как по маслу, что даже не требует вмешательства первых лиц не последних в этом мире государств. В проекте есть только один глубоко политический вопрос – для соблюдения графика – 3 – 3,5 часа до Хельсинки нужно упростить визовый контроль. На пути из Хельсинки контроль проходит прямо в поезде во время движения – финские пограничники подсаживаются на станции Вайниккала и сходят через пару остановок. При движении из России контроль тоже достаточно быстрый по сравнению с автомобильной трассой: ради этого поезд останавливается в Выборге, пограничники забирают паспорта и через какое-то время возвращают. Но все же эти 20 минут – остановка критичная для такой скорости.
– Вопрос решается положительно, вскоре и российские пограничники будут проверять паспорта на ходу, – говорит Анна Максимова, пресс-секретарь Октябрьской железной дороги.
Для тех, кому не нужно в Хельсинки
Сейчас идет реконструкция контактной сети, с заменой ее на новую, т.н. КС-200, которая не будет так отчаянно искрить. Строятся сами рельсы и вся инфраструктура: ж/д переезды, платформы и т.п. на Выборгском направлении. Местные жители к строителям относятся не очень проникновенно, считая, что, раз они не ездят в Хельсинки, им эта стройка только лишнее беспокойство.
Однако проект породил массу побочных удобств, которые будут полезны даже тем, кто никуда дальше Рощина за грибами не ездит. Для того чтоб платформы на станциях не сдуло при движении Allergro (так будут называться скоростные поезда), их отремонтируют и модернизируют на всем протяжении трассы от Парголова до Выборга (точнее, до Бусловской). Уже завершены строительно-монтажные работы на 33 платформах. В 2009 году будут выполнены работы по реконструкции платформ станций: Верхне-Черкасово, Лазаревка, 138 км, Кравцово. Идет реконструкция станций Пригородная, Лужайка, Верхне-Черкасово.
Не по всей длине трассы, но там, где испытания покажут, что уровень шума высок, поставят шумопоглощающие заграждения, а на всех остальных участках – просто невысокие заборы, которые скотина не перелезет.
– С людьми сложнее, на главном ходу Москва – Петербург уже построены такие ограждения, но местные жители проделывают в нем дырки и ходят напрямую, рискуя попасть под поезд, – рассказывает Анна Максимова.
В Тосно построен мост через железную дорогу, но жители ленятся и ходят через шпалы. Таких мостов в России достаточно много, но только там, где число препятствий на пути достаточно велико – несколько платформ, много путей, – люди ими интенсивно пользуются. На трассе до Хельсинки построят много таких воздушных переходов, надеясь соблазнить ретроградов еще одним нововведением – на всех будут лифты: их уже начали строить.
– Мостовые переходы будут построены в Левашове, Зеленогорске, Белоострове, Репине, Солнечном, Комарове, спроектированы они с лифтами, хотя это достаточно дорого – один такой переход обходится в 200 млн руб., – рассказывает Максим Рябович, заместитель начальника СПб отделения ОЖД.
Для того чтобы скоростное движение стало возможным, со всей Выборгской трассы уберут грузовые поезда – самые шумные и не патриотичные: невозможно, не обливая сердце кровью, смотреть, как из страны уезжают сосны, нефть и уголь. Для этого ОЖД сейчас специально строит новый объездной путь в 68 км от Лосева до Каменногорска, двухпутный, электрифицированный. Обойдется он в 10 млрд руб.
С деньгами на этом проекте все очень хитро. Хотя проект российско-финский, эксплуатировать скоростную дорогу и получать с нее прибыль будет специально созданное для этих целей вместе с финскими железнодорожниками cовместное предприятие Karelian Trans LTD, строить на российской территории финны ничего не будут, они реконструируют дорогу на своих землях. Изначально на весь проект, с учетом строительства объездного пути для грузовых поездов, решено потратить 65 млрд руб., из них 35% от стоимости, или 21,5 млрд руб., – из федерального бюджета (сейчас эта цифра скорректирована до 23 млрд руб.). Всего в 2009 году будет затрачено порядка 14,6 млрд рублей (из них с начала года уже потрачено 962 миллиона 823 тысячи рублей).
Хотя планировалось, что средства всегда будут поступать в описанной выше пропорции (35% – бюджет, остальное – частные), в этом году федеральный бюджет еще ни копейки не дал, строительство идет только за счет РЖД.
– Путин обещал, что в 2010 году нам эти деньги вернут, – рассказывает Максим Рябович. – Финны, со своей стороны, уже готовы, у них поезда Pendolino уже ходят.
Скорость не ради скорости
Уже закуплены 2 из 4 составов самих скоростных поездов типа Pendolino (название происходит от российского слова “пендель”) производства франко-итальянской компании Alstom. Поездам дали имя “Аллегро”, под таким названием они будут работать в России и Финляндии. Они пока не прибыли в Россию, так как им здесь не готовы пути, но уже прошли испытания. Чтобы представить, как они выглядят, можно сгонять на центральный вокзал в Хельсинки, куда периодически прибывают точно такие же поезда, курсирующие внутри Финляндии. Расчетная скорость движения на трассе – 220 км/ч по финской стороне, 200 км/ч – по российской (под такую скорость делаются рельсы, сам поезд Pendolino в последней модификации развивает до 275 км/ч). Это вообще не ахти что – между Пекином и Тяньцзинем давно уже ходят поезда со скоростью 350 км/ч. Абсолютный рекорд скорости для обычных, колесных поездов с 1990 года держится за французским поездом TGV – недавно они сами же улучшили свой рекорд 1990 года, с 515 до 540 км/час.
Но рекордная скорость и эксплуатационная – разные вещи. Ну да, разогнался TGV как-то раз до 500 с копейками… Стабильная скорость, с которой поезд ходит на трассе Париж – Бордо, – 300 км/ч. Разумеется, для трассы Петербург – Хельсинки можно было подыскать и более скоростные поезда, чем Pendolino. Но это дороже, колея не подходит, и вообще никому не нужно, так как повлечет за собой совсем уж экономически неоправданные модернизации инфраструктуры.
В конце концов, 220 км/ч – не так уж плохо по мировым масштабам. Pendolino, адаптированный под российскую специфику, – самая современная электричка, весьма распространенная в Европе, поэтому довольно массовая и недорогая, но уже со всеми прибамбасами, необходимыми для универсального использования в разных странах. Колея в России и Финляндии, слава богу, одной ширины, но напряжение – разное (у нас и в некоторых странах Европы используется более ранний вариант – постоянный ток). Поэтому сделали поезд с универсальной системой питания – и от переменного тока (2000 В), и от постоянного (3000 В). Поезда с таким питанием не новость для России – они уже используются в районе Перми.
На Pendolino также установлена система наклона вагонов при движении на закругленных участках, которая позволяет не снижать скорость, не срываясь с рельсов, и много чего еще для безопасности.
Развитие скоростного железнодорожного движения идет сейчас одновременно в России и в США, где это дело тоже подзапустили. В последних числах апреля Барак Обама выступил с громким заявлением, что скоростное движение на поездах теперь один из приоритетов Америки, выделил 8 млрд долларов на строительство 6 высокоскоростных железнодорожных линий. Но что это за скорости? В США под стандарт “сверхскоростные” подпадают поезда, движущиеся со скоростью более 145 км/ч. Это просто смешно. У нас уже сейчас на Выборгском направлении на участке от Рощина до Каннельярви поезда ходят со скоростью 160 км/ч. Что нам с ними соревноваться?