Что надо охранять на Охтинском мысу и почему Борис Пиотровский не хочет об этом поговорить

Близится срок принятия решения о создании музея-заповедника на Охтинском мысе – предложения Путину должны передать к 1 мая, так сказано в его поручении минкульту, Смольному и Газпрому.  

У вице-губернатора СПб Бориса Пиотровского, курирующего выполнение поручения президента, нелегкая задача – и овец (археологические памятники) сохранить, и волков (Газпром и Газпром нефть) насытить. И Борис Пиотровский, кажется, решил пожертвовать овцами. Как иначе объяснить, что на совещания, проводимые им, вызываются только те люди, которые изначально были готовы отдать археологический комплекс под снос в интересах застройщика?

Хотя в правительство Петербурга неоднократно отправлялись письма от инициативной группы по поддержке музея-заповедника на Охтинскому мысу, от Санкт-Петербургского отделения ВООПИК – с просьбой организовать встречу с теми, кто может аргументировать необходимость музеефикации Охтинского мыса. Но на все предложения – ноль реакции. Глухое чиновничье молчание.

Почему до сих пор вице-губернатор Пиотровский не пригласил для обсуждения сложившейся ситуации автора раскопок 2006-2009 года, исследователя и первооткрывателя «Русской Трои» (как её называл выдающийся петербургский археолог А.Н. Кирпичников) Петра Сорокина, – остаётся загадкой.  

Если археологический комплекс, имеющий значение как для отечественной, так и для европейской истории, будет разрушен, мы знаем, чьи подписи будут положены в основу этого вслед за  подписью казанского эксперта Айрата Ситдикова. Это будут подписи вице-губернатора Санкт-Петербурга и идущей, вслед за ним, на поводу у интересов Газпрома части руководства Института истории материальной культуры РАН (ИИМК).

Тем важнее сегодня услышать голоса тех ученых-археологов, кто бесспорно компетентен в этом вопросе и думает о спасении петербургской культуры, а не лоббировании интересов и амбиций Газпрома.

Тамара Жеглова, координатор инициативной группы по поддержке музея-заповедника на Охтинском мысе

Олег Иоаннисян, Петр Сорокин

Тезисы доклада «Об уточнении границ и предметов охраны объектов археологического наследия Охтинского мыса», прочитанного в конце февраля 2021 г. в секторе Славяно-финской археологии ИИМК и Эрмитаже

В Петербурге сложилась катастрофическая ситуация с археологическими памятниками, обнаруженными в 2006-10 гг. на месте предполагавшегося строительства башни-небоскреба Газпрома на Охтинском мысу.

Уникальный комплекс археологических памятников: стоянки эпохи неолита, новгородское сторожевое городище, шведские крепости Ландскрона XIII в. и Ниеншанц XVII в., а также сооружения Охтинской верфи XIX в., имеет общеевропейскую историко-культурную значимость. Промысловая зона эпохи неолита связана с первоначальным освоением древними людьми побережья Балтийского моря. Фортификационные объекты, сохранившиеся внутри культурных отложений на полной площади на высоту до 4-х м.  характеризуют развитие деревоземляной фортификации Северной Европы на протяжении средневековья и нового времени.

В угоду владельцу территории – компании Газпром нефть Министерство культуры Российской Федерации и КГИОП Санкт-Петербурга более 10 лет отказывают в постановке их на государственную охрану. Несколько экспертиз памятников Охтинского мыса, проведенных петербургскими специалистами, включая представителей СПб ИКОМОСа, требовавших сохранения выявленных памятников, не были приняты во внимание местными и федеральными властями. Государственная историко-культурная экспертиза, подготовленная Санкт-Петербургским ВООПИК в 2013 г., обосновывавшая сохранение этих уникальных объектов, также была отклонена Министерством культуры РФ в 2017 г., после 3-х летнего рассмотрения, без разъяснения причин.

В то же время, в 2019 г., несмотря на многочисленные замечания специалистов и протесты общественности, Министерство культуры утвердило новую экспертизу, выполненную в Казани по заказу владельца территории. В нарушение законодательства РФ и международных конвенций по охране ОКН, она не предусматривает сохранения остатков исторических крепостей и разрешает полную застройку территории мыса. Обозначенные в ней охраняемые участки фрагментарны и трактуются не как фортификационные объекты, которые нужно сохранять на месте обнаружения, а как участки культурного слоя, которые требуется раскопать под снос перед началом нового строительства.

Таким образом, региональный и федеральный органы охраны памятников в очередной раз санкционировали застройку Охтинского мыса.

Очевидно, все это сделано в интересах застройщика – Газпром нефти, инициировавшей закрытый конкурс по строительству офисного здания на Охтинском мысе. Учитывая масштабы и плотность размещения выявленных здесь объектов, любое строительство приведет к их уничтожению, что наглядно демонстрируют проекты, обнародованные по итогам конкурса. Новую застройку предполагается разместить как раз на месте обнаруженных археологических объектов, что повлечёт их полную утрату.

Сравнительный анализ двух актов Государственной историко-культурной экспертизы по комплексу археологических памятников на Охтинском мысе, (Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., 2 – между р. Невой и левым берегом устья р. Большой Охты) показывает следующее.

Экспертиза 2014 г., проведённая по заказу СПб. ВООПИК экспертами С.В. Трояновским, Н.М. Петуховой и М.С. Штиглиц, основывалась на материалах научных археологических отчетов 2006 — 2010 гг., и выводах специалистов, включая представителей из СПб ИКОМОСа, о ценности объектов археологического наследия на Охтинском мысу и определению их границ. Предлагалось включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве достопримечательного места федерального значения территорию всего Охтинского мыса, а его центральную часть — комплекс исторических крепостей (средневековое мысовое городище, Ландскрона, Ниеншанц) — признать фортификационными сооружениями – недвижимыми объектами культурного наследия. Строительство на территории мыса не допускалось. Хорошо обоснованные и убедительные выводы рассматриваемой экспертизы соответствуют выводам авторов раскопок и направлены на полное сохранение выявленных объектов культурного наследия. Однако экспертиза была отклонена Министерством культуры РФ в 2017 г., без достаточных разъяснений.

Экспертиза 2018 г. А.Г. Ситдикова предлагает включить в охранную зону археологического культурного слоя лишь отдельные его фрагменты, составляющие около 1/5 от подлежащей охране территории, а также ранее не изученные участки, не попадающие в зону строительства. К охраняемой зоне культурного слоя отнесены также уже раскопанные Карлов бастион Ниеншанца и ров мысового городища, по сути являющиеся недвижимыми фортификационными объектами. При этом выводы Экспертизы А.Г. Ситдикова входят в противоречие с выводами отчетной документации по раскопкам, на результатах которых якобы основывается экспертиза.

Только на изученной территории, выведенной из-под охраны экспертизой А.Г. Ситдикова, находятся в законсервированном состоянии участки фортификационных сооружений крепостей Ниеншанц (площадью около 13 тыс. м. кв.) и Ландскрона (площадью около 7 тыс. м. кв.), а также участки культурного слоя около 8 тыс. м. кв., вообще не вошедшие в охранные зоны по экспертизе 2018 г. Следует учитывать, что, согласно действующему законодательству, все остатки фортификационных сооружений являются недвижимыми объектами культурного наследия, подлежащими сохранению на месте их обнаружения, что игнорируется в рассматриваемом акте ГИКЭ.

Таким образом, в результате согласования ГИКЭ А.Г. Ситдикова Министерством культуры, на участке с сохранившимися уникальными фортификационными сооружениями эпохи Средневековья и Нового времени, практически ничего не охраняется Государством в долгосрочной перспективе. Незначительные участки охраняемого культурного слоя и могильника, границы которых в экспертизе А.Г. Сидтикова также уменьшены, предлагается снять с охраны после проведения охранных раскопок.  Составленная таким образом экспертиза 2018 г. искажает реальные границы памятников и не обеспечивает сохранения недвижимых памятников культурного наследия на месте планируемого строительства бизнес-центра компании Газпром нефть.  Есть основания полагать, что экспертиза 2018 г. подготовлена не в целях сохранения памятников, а для разрешения на их месте беспрепятственной хозяйственной деятельности.

Обращает на себя внимание, что Центральный совет ИКОМОС РФ и Научный совет по управлению культурным наследием  ИКОМОС РФ, в состав которых входит и автор скандальной экспертизы Ситдиков высказались в ее  поддержку, обеспечив таким образом ее лоббирование якобы от  авторитетной международной организации.

На основе проведенного анализа мы настаиваем на постановке объектов культурного наследия на Охтинском мысе на государственную охрану в полном объеме, в соответствии с границами, установленными экспертизой ВООПИК СПб. 2014 г. или на основе проведения новой — независимой Государственной историко-культурной экспертизы.

Считаем, что археологические памятники Охтинского мыса, знаменующие собой важные этапы в Европейской истории, должны быть полностью сохранены. Необходимо предохранить эту уникальную историческую территорию, насыщенную памятниками, от застройки и сохранить реальные свидетельства международной истории для будущих поколений.

О.М. Иоаннисян – к.и.н, в.н.с.  сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа к.и.н.
П.Е. Сорокин – к.и.н., с.н.с. Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН