Что останется у Петербурга, когда ГТК «Россия» уйдет в «Росавиа»

Вице- губернатор Юрий Молчанов на днях официально объявил о том, что Петербург хочет стать владельцем блокирующего пакета акций авиакомпании «Россия», которая находится в стадии реорганизации и акционирования. Ради этого Смольный даже готов поделиться своей долей в аэропорту Пулково, предложив ее «Росавиа» – будущему владельцу 100 процентов акций ГТК «Россия».

  Контрольный пакет “Росавиа” принадлежит государственной компании “Ростехнологии”, 49 процентов – московской мэрии. ГТК “Россия” может стать бриллиантом в короне “Росавиа” – другого столь ценного актива у нового авиаперевозчика нет: входящие в него  “Кавминводыавиа”, “Владавиа”, “Дальавиа”, “Сахалинские авиатрассы”, “Оренавиа” и “Атлант-Союз” находятся в тяжелом финансовом положении со  сложными перспективами развития.

Что такое ФГУП “ГТК “Россия”? В 2008 г.  авиакомпания перевезла 3,48 млн пассажиров. Выручка в 2007 г. – 20,4 млрд руб. Убыток – 408 млн руб. Авиакомпания выполняет полеты более чем в 100 городов мира. По итогам 2008 года обеспечила больше половины пассажиропотока аэропорта Пулково. Входивший до недавнего времени в ГТК “Россия” спецотряд, обслуживающий высших должностных лиц России, выведен в отдельную структуру.

Задача Смольного, по словам вице-губернатора, сохранить маршрутную сеть ГТК “Россия” с опорой на Петербург. “Мы хотим, чтобы пассажир из Екатеринбурга летел в Таиланд через Пулково, который хотим сделать хабом. А в хабе должна быть базовая авиакомпания”, – говорит Молчанов. Если же городская администрация не добьется своего, “Россия” превратится в перевозчика, работающего по схеме: “Петербург  – Москва – далее везде”, и кроме “авианалогов” Санкт-Петербург потеряет еще и туристические потоки.

Сколько будет стоить блокирующий пакет,  претенденты на “штурвал” узнают только к осени – тогда завершится акционирование и оценка авиакомпании. И примерно тогда Смольный, видимо, определится, что именно он готов отдать “Ростехнологиям” в обмен на блокпакет. Молчанов не исключает, что это могут быть деньги – хотя непонятно, откуда они возьмутся во время финансового кризиса и отказа от многих инвестпроектов. Но руководители “Ростехнологий” не скрывают своего интереса к региональным аэропортам, так что пакет акций Пулково (в настоящее время на 100% принадлежит Санкт-Петербургу) может оказаться весьма кстати…

Но даже если город и станет миноритарным акционером “дочки” “Росавиа” – “Росавиа Санкт-Петербург”, для достижения главной цели Смольному может не хватить и всего политического веса Валентины Матвиенко. Тем более что с этим показателем у питерского губернатора наметились некоторые проблемы… Крайне сложно, имея всего лишь блокпакет, влиять на стратегию деятельности компании и требовать развивать дальнемагистральные перевозки именно из Петербурга, а не через столичные аэропорты.  Молчанов говорит, что после строительства третьего терминала аэропорт Пулково будет конкурировать с Домодедово и Шереметьево, а значит, “дочка” будет пытаться переиграть  “большое” “Росавиа”? Если учесть, что вторым крупным акционером “Росавиа” является мэрия Москвы, две столицы опять входят в прямую конкуренцию, теперь уже на высоте авиаполетов…

“В настоящее время сторонами совместно прорабатываются варианты дальнейшего функционирования и развития авиакомпании “Россия”, а также улучшения ее финансового положения”, – говорится в совместном заявлении Валентины Матвиенко и генерального директора “Ростехнологий” Сергея Чемезова. И более ничего.

А у гендиректора ГТК “Россия” Сергея Михальченко уже появился новый зам – представитель “Ростехнологий” Олег Ковтун, озвученная задача которого – разобраться с финансовыми потоками. Согласно обнародованным данным, просроченный долг ГТК “Россия” перед аэропортом Пулково составляет, по данным аэропорта, около 370 млн руб. В октябре 2008 года заправляющее самолеты топливом ЗАО “Совэкс” заявило о том, что ГТК “Россия” должна ему 1,2 млрд рублей и пригрозило приостановить заправку самолетов. По результатам мирового соглашения авиакомпания получила рассрочку платежей до июля 2009 года.

Гендиректор “России”  утверждает, что “Ростехнологии” отказывались помочь решить ситуацию с долгами, и тогда авиакомпанию выручила администрация Санкт-Петербурга, фактически дав возможность избежать банкротства. Может быть, это и станет почвой для торга за более крупный, чем 25+1 пакет акций?     


Евгений Никитин