Что пугает иностранных автопроизводителей в Петербурге?

На этой неделе в Петербурге открылся четвертый и последний завод автокластера – предприятие корейского концерна Hyundai. Представители именно этой компании полгода назад опасались, что заводу будет очень сложно работать из-за реформы таможенного оформления.

                 Весной этого года Федеральная таможенная служба вдруг решила закрыть два таможенных поста – Пискаревский и Выборгский. Как раз неподалеку от них и находятся заводы Hyundai и Nissan. Причин для закрытия было две. Во-первых, в ФТС родилась очередная концепция улучшения контроля за торговлей и борьбы с контрабандой. В рамках которой оформление грузов должно постепенно переноситься как можно ближе к границе. Во-вторых, на таможенных постах была обнаружена контрабанда. И московский аппарат ФТС решил, что эффективнее всего будет ее одолеть путем ликвидации проштрафившихся постов.

Для таможни это довольно просто – взять и решить, что грузы теперь должны идти не сюда, а туда. Но кроме таможни есть еще бизнесмены, которые вложили миллионы долларов в терминалы, на которых работали посты. А также импортеры, привыкшие пользоваться их услугами, самыми крупными и мощными среди которых были иностранные автопроизводители.

Бизнесмены, которые зарабатывают деньги на всем, что связано с “растаможкой”, пришли к автопроизводителям и рассказали им, какой хаос наступит после закрытия двух постов, где оформлялись комплектующие для предприятий. Последние испугались не на шутку и пришли с жалобами в Смольный (лично) и в федеральное правительство (в виде писем). Hyundai, Nissan, Toyota и General Motors пророчили, что если таможенные посты закроют, то не исключено, что закрывать придется их заводы. “И не удивительно, что они так испугались – их заманивали стабильностью, которая обернулась непредсказуемостью”, – говорит чиновник одного из органов власти.

В ответ автоконцерны услышали новость, которая их испугала. Таможня решила перевести оформление всех партий автокомплектующих на единственный терминал  – в Шушары. Там расположено производство Toyota и General Motors. Но представители даже этих компаний сказали, что таможенная инициатива парализует не только их конвейеры, но и транспортную сеть южной части города. А оформление в Шушарах грузов, прибывающих в морский порт для Hyundai и Nissan, остановит движение на КАД. Потому что контейнеры из Японии и Кореи придется везти из порта вначале в Шушары, а потом через кольцо – в Каменку на заводы. Корейская компания возражала против новой схемы особенно бурно, потому что контейнеры, прибывшие морем в адрес Hyundai растаможивались в Кронштадте. И в этом случае корейцам пришлось бы ломать всю только что созданную логистическую схему.

Что в итоге произошло? Ровным счетом ничего ужасного. Не успело известие о грядущем хаосе поразить директоров автозаводов, как за них вступилась Валентина Матвиенко. В итоге был достигнут компромисс – автозаводы потеряли удобные для себя таможенные посты в промзоне Каменка. Зато сборщикам машин удалось отбиться от инициативы таможенников перенести все оформление на пост в Шушары. (Кстати, пикантность этой идее придавало то, что шушарский терминал принадлежит Национальной контейнерной компании (НКК), близкой к депутату Госдумы Виталию Южилину – деловому партнеру Смольного. В частности, дружественные ему структуры строят паромный терминал “Морской фасад”, а также Орловский тоннель.  НКК могла бы стать монополистом в оформлении всех комплектующих для всех четырех заводов, но в последний момент стать им так и не смогла.)

Благодаря поднявшемуся шуму все автоконцерны сейчас оформляют грузы там, где им это удобнее. Как рассказали представители компаний, Hyundai делает это там же, где и делал – в Кронштадте, a GM, Nissan и Toyota пользуется различными постами Балтийской таможни – как теми, что в порту, так и внешними, в том числе и шушарским. “Провели несколько лишних совещаний, перекроили логистику, но расходов особых от этого нет, задержек тоже нет”, – говорит сотрудник московского офиса Hyundai. “Никаких пробок не возникло, и сбоев в работе из-за смены таможенной схемы не было”, – рассказывает один из дилеров GM.

Что будет дальше? Опасения у автопроизводителей остаются, поскольку никто не знает, как через год-два будет выглядеть схема таможенного оформления комплектующих.
Пока автомобилей в Петербурге собирается немного – в первом полугодии 2010 года три работающих автозавода собрали около 25 тысяч автомобилей. По сравнению с их возможностями это – ничтожно малая цифра, равная мощнсти первой очереди каждого предприятия. Уже во втором полугодии GM, Nissan и Toyota могут как минимум удвоить производство. На большее спроса пока нет. Но как рассчитывают производители – будут. С ростом рынка суммарное производство автомобилей в Петербурге должно вырасти более чем в 10 раз – до 310 тысяч штук. Еще есть Ford в Ленинградской области – его мощность 125 тысяч автомобилей.  “Что пугает нас – так это логистика и нестабильность с законами и регулированием”, – сказал сотрудник одной из компаний.

Сейчас компании ведут осторожные переговоры с таможней на предмет того, нельзя ли вернуть обратно закрытые таможенные посты. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что ситуацию подогревают владельцы терминалов, где находились закрытые посты, – они не теряют надежды вернуть обратно грузопотоки и прибыль. “Но таможня говорит: нет, и все”, – говорит один из чиновников. В Смольном рассказывают, что ФТС не оставила мысль добиться от компаний организовать таможенные посты на своих заводах – за их счет. Автопроизводители говорят на это, что делать они будут только в случае безвыходной ситуации.

Эксперты говорят, что стабильности с режимом оформления грузов пока ожидать не стоит. Хотя бы потому, что все лето Балтийскую таможню сотрясали проверки, последняя из которых завершилась в конце августа. По ее итогам (акт выложен в интернете) чиновники аппарата ФТС нашли многочисленные нарушения и рекомендуют основательно “почистить ряды”. Это значит, что реформа продолжается.