На кинематографическом поле России появился еще один игрок – «Ленфильм XXI», созданный АФК «Система» и ВГТРК.
Что скрывается за этим названием и какое отношение “Ленфильм XXI” имеет к киностудии “Ленфильм”, Online812 рассказал бывший губернатор Мурманской области, а сейчас директор киностудии “RWS – Санкт-Петербург” Юрий ЕВДОКИМОВ.
– Как получилось, что вы, перестав быть губернатором, оказались в кресле директора киностудии? Правда, я знаю, что до губернаторства вы два года были генеральным директором мурманского филиала АФК “Система”, которая является владельцем киностудии RWS. Но это было так давно, пятнадцать лет назад.
– После отставки мне было сделано немало предложений, в том числе во властные структуры. Однако случайная встреча с Владимиром Петровичем (В. П. Евтушенков – глава АФК “Система”), на которой он пригласил меня возглавить новую питерскую киностудию, круто изменила мою судьбу. Когда приехал в Петербург, познакомился с людьми, посмотрел киностудию – предложение меня заинтересовало. А когда узнал, что в ближайшее время предстоит реализация солидного инвестиционного проекта с целью создания второй очереди студии, – стало еще интереснее.
– Но это же совершенно неведомая вам сфера.
– Ну и что? Мне не стыдно признаться в своем незнании чего-либо. И я знаю, что людям это импонирует. Когда, будучи губернатором, я спускался в рудник и обращался к мастеру: “На мою серость объясни мне, пожалуйста…” И мастер моментально расцветал – ну как же, он-то дока в своем деле, и тут же, по-мужски, порой с матерком, начинал все объяснять, что к чему. Так что и здесь я на совещаниях ловлю фразы; если что-то непонятно, вроде киношного термина “хромакей” – уточню. И само собой, перелопатил массу специальной литературы, в том числе свод законов о кинематографе, начиная с 1961 года.
– В Мурманске от вас дважды отворачивались друзья – в первый раз, когда в октябре 93-го года выступили против ельцинского указа о роспуске Верховного Совета РФ…
– Кстати, это хороший этап в жизни, когда есть возможность понять, кто твой друг, а кто… просто так. Каждый мужчина, на мой взгляд, должен через него пройти. Но что касается моей отставки полтора года назад, то на этот раз никто не отвернулся. Я ведь оказался прав, люди поддержали именно меня. Выступив против выборов в мэры заведомого коррупционера, хотя и поддерживаемого партией, я только выиграл в глазах общественности.
– И подписали себе приговор. А если бы не позвали в Петербург на RWS?
– Я знал, на что шел. В этой ситуации для меня главное – быть в ладу с собственной совестью. Если этого нет, ни “царская милость” ни куча денег в радость не будут. Если бы не здесь, то работал бы советником в одном из банков. Или замом какого-нибудь крупного руководителя. Не пропал бы, поверьте. Знание, опыт, голова на плечах и здоровье пока есть.
– Вы хотели создать в Мурманской области свободную экономическую зону, почему не получилось?
– Да, не получилось. Мы ввели Зону экономического роста еще в 1998 году на территории Мурманской судоверфи, но через год Генеральной прокуратурой региональный закон был отменен, поскольку в России тогда еще не было аналога подобному. Но наш опыт даром не пропал, сейчас область на пороге создания СЭЗ в Мурманском транспортном узле.
– ОАО “Ленфильм XXI” было создано на основе частно-государственного партнерства. Объясните – в чем суть?
– На сегодняшний день киностудия в Санкт-Петербурге новая, оснащенная самым современным оборудованием, и готова предоставить заказчику все, что имеется в современной мировой индустрии кинопроизводства. В планах реализовать вторую и третью очередь развития киностудии “RWS – Санкт-Петербург”. Вторая очередь предполагается на той же площадке, где находится первый блок студии, – здесь должен быть возведен комплекс новых зданий и сооружений. В идеале это будет огромный кинокомплекс, по площади почти в семь раз больше ныне действующего. В нем будет предусмотрено все, что необходимо для осуществления любых телевизионных и кинематографических замыслов – например, самый большой в Европе павильон (2000 кв. м), павильон для пиротехнических и спецэффектов, гостиница, современные помещения для монтажно-тонировочных работ, появится киноконцертный зал, ресторан, кафе, просторные костюмерные, гримерные комнаты, склады и другие помещения. Для строительства кинокомплекса выбрана форма частно-государственного партнерства, сторонами которого являются: государство в лице Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) и ОАО “Система Масс-медиа”, одной из “дочек” частной компании АФК “Система”.
– А что будет с “Ленфильмом”, упоминание о котором есть в названии нового АО?
– Объединение с этой старейшей студией страны – второй этап. Сейчас, спросив официальное разрешение у законного владельца бренда, создана компания ОАО “Ленфильм XXI”, которую доверено возглавить вашему покорному слуге. Наши задачи – в течение двух с половиной, максимум трех лет построить объект стоимостью примерно 5 млрд рублей. И превратить те 11 тысяч кв. метров, где мы с вами сейчас находимся, в 72 тысячи кв. метров производственной площади. А вслед за тем возродить “Ленфильм” на принципиально новой имущественной основе.
– Как это может выглядеть?
– Предполагается, что после ввода в строй второй очереди, объединенный киноконцерн будет называться “Ленфильм”, а название RWS сохранится за продюсерской компанией, хотя могут быть и иные варианты, так как этот вопрос сейчас в проработке инициаторами замысла. При этом мы прекрасно понимаем, что выдающимся кинематографистам, десятилетиями проработавшим на “Ленфильме”, будет непросто принять новое. Здание студии на Каменноостровском проспекте для них дом родной, где знаешь, как скрипит каждая половица, где ими созданы киношедевры, которым и поныне нет цены. Перед этими мастерами кино преклоняется вся страна, они – наша гордость. А поэтому любое действие по объединению не должно нарушить традиции, оскорбить память. Наоборот, в новых условиях возможности для творчества и развития будут только приумножены.
– А что в ожидании своей новой жизни будет делать “Ленфильм”?
– Никто не намерен его бросать. АФК “Система” материально поддерживает, и государство, как известно, выделило “Ленфильму” 60 млн рублей на ремонт, подготовку к зиме, приведение в порядок всех коммунальных систем, расчеты по налогам и долгам по заработной плате. Так что поддержка идет со всех сторон. Сегодня нам важно наладить с ленфильмовцами контакты, которые потом перерастут в единство. Вот сейчас, пока мы с вами беседуем, специалисты RWS и “Ленфильма” договариваются о создании системы агентских взаимовыгодных соглашений.
– Что это означает?
– Это означает, что если, допустим, к нам пришли клиенты, а у нас нет возможности их принять, мы им тут же рекомендуем обратиться на “Ленфильм”, взаимовыгодно согласовываем скидки и тарифы, помогаем друг другу оборудованием, реквизитом, транспортом, костюмами и т.д.
– Вы рассчитываете на расширение кинопроизводства в Петербурге в ближайшее время?
– Нашим главным заказчиком пока является продюсерская компания RWS. Но уже сегодня 22% выручки студии составляет доля тех клиентов, которые пришли извне и снимают кино и телефильмы на наших производственных площадях. Мы уверены, что число желающих заняться киноделом будет расти. Кроме того, к сотрудничеству привлекаются производители рекламы, телевизионных программ, музыкальных клипов, ток-шоу – ведь непозволительно, чтобы столь дорогостоящие павильоны и оборудование простаивали. Ведем переговоры с зарубежными инвесторами и возможными партнерами. Недавно командование Северного флота вышло с предложением о сотрудничестве, они планируют снять у нас 20-минутный фильм, посвященный юбилею одной из дивизий флота. Наконец, мы очень рассчитываем на западных коллег. Ведь не случайно в Петербурге создана Национальная кинокомиссия, ориентированная на оказание услуг – трансферами, любой информационной поддержкой, необходимыми согласованиями с многочисленными органами власти, – западным кинематографистам, приехавшим снимать в России. С течением времени, мы надеемся, решится и вопрос о налоговых льготах для зарубежных кинематографистов, по типу НДС, которые еще более расширяет их присутствие на российском кинорынке.
– Не понимаю, что какому-нибудь американскому режиссеру снимать в Петербурге, кроме исторического кино.
– Ну что мы пугаем друг друга, что климат плохой, что город мрачный. Не могу с этим согласиться. В настоящее время по каналу “Россия” идет телесериал “Слово женщине”. Режиссер поставил цель – город Санкт-Петербург должен быть солнечным, теплым и светлым. И это у него получилось! Все зависит от конкретного подхода. Таких перспектив, которые открываются со Стрелки Васильевского острова, Петропавловской крепости, – нет в мире больше нигде! А разведенные мосты и белые ночи? Так что сюда приедут обязательно. Этот процесс надо только чуть подтолкнуть.
– Ваша студия отдана на откуп сериалам. А где же фильмы, которые прославят “RWS – Петербург” или “Ленфильм XXI” в дальнейшем?
– Ну, во-первых, сериалы – это наш хлеб, и те телевизионные работы, которые за два года успели снять на “RWS – Санкт-Петербург”, с успехом приняты зрителем и были удостоены наград на кинофестивалях. Потому что мы снимаем не “мыло”, а телевизионное кино, и все стараются сделать свою работу хорошо. Телефильмы “Вербное воскресенье” Антона Сиверса, “Одержимый” Евгения Звездакова, “Дыши со мной” Ольги Перуновской нашли отклик в зрительских сердцах.
А теперь главное – в октябре у нас практически одновременно стартовали съемки сразу двух полнометражных художественных фильмов: драма Антона Сиверса “Дом на обочине” и фильм Ильи Казанкина “Нечисть”. Считаю, что для нашей киностудии это знаковое событие – возможно, именно эти картины и прославят нашу киностудию в дальнейшем. Замечу, что “Дом на обочине” будет первой совместной работой RWS и Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова, а дебютному фильму Ильи Казанкина “Нечисть” финансовую поддержку оказало Министерство культуры РФ.
Еще одна важная новость – Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии признал кинокартину “Василиса Кожина” – проектом социально значимой тематики и внес в список проектов, которые частично профинансирует. Выход фильма на экраны будет приурочен к 200-летию окончания I Отечественной войны 1812 года, режиссер-постановщик Дмитрий Месхиев уже приступил к работе над фильмом, идет подготовительный период.
Скоро на центральных каналах стартуют сразу несколько наших проектов: приключенческий фильм о золотоискателях “Золотой капкан” и драма о судьбах моряков-подводников “Робинзон”, также на экраны выйдет фильм Сергея Олеговича Снежкина “Белая гвардия”, в работе над которым принимала участие и наша студия.
– “Робинзон” возник с вашей подачи?
– Нет, когда я пришел на студию, “Робинзон” уже был в работе. Но, разумеется, тема, которую поднимает фильм, у меня в сердце. Когда в середине 90-х рушился флот России, в том числе и подводный флот, мне довелось выступить на Совете Федерации с обращением к своим коллегам. Я говорил о том, что самая боеспособная единица флота гибнет. Офицеры уходят, корабли приросли бортами к стенкам, кормить матроса нечем! И неужели мы, государевы люди, не можем что-либо предпринять, раз государству пока трудно. И вы знаете, откликнулись! Была создана Всероссийская ассоциация, которая взяла шефство над кораблями Северного флота, я стал ее президентом. Так что для меня тема подводников 80 – 90-х имеет особое звучание, поэтому я с готовностью помогал директору картины Михаилу Вавилову в организации съемок – договорился с командующим Ленинградской военно-морской базой, с командованием Северного флота о содействии с их стороны, в результате все запланированные сцены были сняты.
– Говорят, в Мурманске вы обаяли королевскую чету из Норвегии.
– Не я. Они были в восторге от радушия, приветливости, которое к ним проявили мурманчане. И поэтому Его Величество Харальд V сказал мне: “Я обещаю, господин губернатор, приехать к вам еще раз. С неофициальным визитом. Буду счастлив, если мы с вами побываем на рыбалке!”. К сожалению, он приболел, а на рыбалку приехал год спустя король Швеции Карл XVI Густав. Но совсем недавно у нас были гости из норвежской продюсерской компании “Borealis film” вместе с директором немецкой компании “Bavaria Film”. Мы обсуждали возможность создания совместными усилиями полнометражного фильма о судьбе трех семей – норвежской, немецкой и русской, – в последние дни Второй мировой войны
– Как вы сами считаете, о чем сейчас нужно фильмы снимать?
– Замыслы и темы подбрасывает жизнь. У меня есть мечта – думаю, мы обязательно ее реализуем – снять фильм под условным названием “Акванавты”. Это будет научно-политический детектив, очень актуальный – о борьбе за освоение ресурсов Арктики, где у России своя, особая, роль. Эта тема сейчас актуальна в вопросах мировой геополитики как никогда. За обладание запасами шельфа и недр Арктики уже началась борьба мировых держав. И дай бог, чтобы она была только экономическая. Проект “Акванавты” задумывается как международный, мы планируем привлечь к сотрудничеству китайских и американских коллег, думаю, этот кинопроект может стать фишкой сезона. Пока прорабатываются только подходы к его реализации.
Кстати
На киностудии “Ленфильм”, где Online812 попросил прокомментировать возможность объединения “Ленфильма” и “Ленфильма XXI”, нам сообщили, что “Ленфильму XXI” действительно переданы права – но на название, а не на бренд. В конце ноября должен состояться совет по кинематографии при премьере Путине, где должна обсуждаться и судьба “Ленфильма”.