Двадцать залов-глав, полсотни информационных стендов и рисунки – с XII века (в копиях) до XXI века (в оригиналах), количество которых затруднилась назвать даже Анна Пушакова, куратор проекта. Только в одном зале №12 их более трехсот. Показ того, как древнее японское искусство ручной графики под воздействием западной цивилизации превратилась в огромный разветвленный международный арт-бизнес.
Идея организовать большую выставку манги в России появилась в 2019 году, во время показа выставки City Manga в Британском музее. Крупнейшая выставка манги за пределами Японии вызвала сильный резонанс в Лондоне и стала поводом для обсуждения вопроса: манга — это искусство или индустрия повседневных развлечений?
Куратор Анна Пушакова твердо стоит на позиции, что манга — искусство, прошедшее долгий путь развития и имеющее глубокие корни в традиционной культуре Японии.
Пересказывать содержание выставки бессмысленно. Либо вам что-то говорят «Манга» Хокусая, «Атака Титанов» и «Наруто», а также такие имена как Тоба Содзё, Китадзава Ракутэн, Окамото Иппэй Осаму Тэдзука, Сигэру Мидзуки Лэйдзи Мацумото, Масаси Кисимото, Наоко Такэути, Эйитиро Ода, либо…
Либо можно, потратив не меньше 4-5 часов, узнать, кто они такие и чем занимались или занимаются. Выставка дает для этого хорошие шансы. Возможны и другие стратегии знакомства с мангой – останавливаться у приглянувшейся картинки или портрета художника, чтобы почитать его биографию.
Для тех носителей европейского начала, кто думает, что, посмотрев на мангу, он поймет японскую культуру, станет окончательно ясно – не поймет. На это нужны годы упорного труда при условии особым образом уложенных мозгов.
Впрочем, это не новость. Мы давно любуемся графикой Хокусая, не потому, что ее понимаем: просто картинки красивые.
.
Выбор Города 812
Парные живописные свитки с изображением пятидесяти трех станций Токайдо. Токийская ассоциация манги. 1921.
.
Китагава Утамаро. Три знаменитые красавицы современности: Томимото Тоёхина, Нанивая Окита, Такасима Охиса. 1793.
.
Манга Сугороку (карикатура) XIX век.
В.Ш.