Что такое Литфонд, и как он помогает петербургским писателям

18 мая 2009 года состоялась отчетно-перевыборная конференция Петербургского отделения Литературного фонда России. Конференция завершилась громким скандалом, который вызвало выступление писателя Валерия Сажина. Впервые за много лет он, будучи членом ревизионной комиссии, буквально подошел к своим функциям. То есть изучил документы, сверил приход с расходом и сделал выводы. Выводы оказались удручающими. Любопытно, что из всей ревизионной комиссии он оказался единственным дееспособным членом – остальные давно куда-то пропали. По итогам выступления Валерий Сажин был избран председателем ревизионной комиссии. С ним мы и побеседовали о нынешнем состоянии этой загадочной организации – Литфонда.

 ДОСЬЕ:  
Литературный фонд (полное название – Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым) – литературно-бытовая организация, основанная в Петербурге в 1859 году по инициативе А. В. Дружинина. Среди организаторов Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, П. В. Анненков и др.

Деятельность ЛФ, начавшуюся с назначения пенсии семье В. Г. Белинского, осуществлял выборный комитет, работавший безвозмездно; отчеты его публиковались в печати. Главным источником средств были пожертвования и доходы от организуемых комитетом спектаклей и концертов, участие в которых стало традицией в среде писателей и артистов.

С середины 1880-х годов начали приносить доход издания Литфонда: первое собрание писем И. С. Тургенева (1884), полное собрание сочинений А. С. Пушкина (1887), сочинения В. Гаршина, С. Надсона и др. Помощью пользовались Достоевский, Гаршин, Надсон, Успенские, Горький и др. Литфонд добился освобождения от крепостной зависимости родственников Тараса Шевченко; ходатайствовал о смягчении участи ссыльных писателей и ученых; в 1905 году заявил публичный протест против ареста Горького.

Существовал до 1918 года. В 1934 году при Союзе писателей СССР создан Литфонд СССР, который выдавал пособия нуждающимся писателям, организовывал творческие командировки, содействовал улучшению жилищных условий.

В его ведении находились Дома творчества, поликлиники, книжные лавки и клубы писателей. Денежные средства образовывались из установленных законом взносов издательств художественной литературы и отчислений зрелищных предприятий, вступительных и ежемесячных членских взносов, доходов от предприятий ЛФ.

– Если в интернете поискать информацию про Литфонд, то во множестве появятся ссылки на ожесточенную борьбу за деньги и недвижимость. В советское время Литфонд выдавал пособия нуждающимся писателям. В его ведении находились Дома творчества, поликлиники, книжные лавки и клубы писателей. А что сейчас?

– Петербургское отделение – это отделение Литфонда России. Наряду с ним существует Международный литфонд, который был создан для того, чтобы восстановить ЛФ СССР. Я не хочу выступать экспертом по поводу перипетий борьбы между МЛФ и ЛФ России, но мне очевидно, что борьба идет не за приоритет в том, кто больше и лучше поможет нуждающимся писателям, а, конечно, за распоряжение имуществом, которое стоит миллионы долларов. Литфонд России, увлекшись этой борьбой, совершенно перестал выполнять свои уставные функции по отношению к нашему Петербургскому отделению. По уставу ЛФ России обязан выделять материальные средства на помощь членам своих отделений. В 2007 году он выделил 5000 рублей Петербургскому отделению, ворочая миллионами долларов. А в Петербургском отделении состоит около 500 человек.

– А сколько дал в 2008 году?

– В 2008 году – 43 000 рублей. Это тоже ничтожно по сравнению с реальными потребностями и, главное, с реальным оборотом средств в ЛФ России. Прежде всего, наше отделение не получает положенных по уставу Литфонда России средств на свою деятельность.

– Что положено по уставу?

– В уставе записано, что Литфонд России финансирует основную уставную деятельность своих отделений. Но сколько денег нужно на самом деле, должно определять отделение.

– А оно определяет?

– В том-то и дело, что нет. У Москвы иногда вяло попросят, а больше довольствуются тем, что дают.

– То есть сейчас неизвестно, сколько нам в Петербурге нужно средств?

– Неизвестно, потому что руководство отделения не формирует годовую смету расходов и доходов, причем из года в год. То есть не знает, сколько нужно денег для помощи писателям. Что дадут, то и ладно, а ничего не дадут, то и так сойдет.

– Но писатели хоть что-то получают? Какие-то пособия?

– Получают. В 2006 г. 21 человек получил 10 500 руб., в 2007-м – 19 человек получили 9500 руб., в 2008-м –  26 человек получили 42 500 руб. Легко посчитать, какой мизер достался каждому получателю пособия. Пособия выдают по 500 рублей живому члену ЛФ и по 1000 – умершему. По ничтожности пособий можно судить о весомости Литфонда.

Кстати, в отчете о доходах и расходах указано, что в 2007 году пособия получили 19 человек – в протоколах правления фигурируют только 7; аналогично в 2008 году по отчету – 26, а по протоколам – 19 человек.

– А собственных доходов у петербургского Литфонда нет?

– В Петербурге находится принадлежащая ЛФ России собственность, которая и перечисляет часть своих доходов нашему отделению. Швейное ателье, “Книжная лавка писателей” и Дом творчества (но он не работает уже четыре года), а также несколько пригородных дач в Комарове и в Александровской. Из этих и из других источников, например, в 2008 г. в доход нашего отделения поступил 1 млн 562 тыс. 941 руб.

– Почему писателям не раздали эти полтора миллиона?

– Почти все они без остатка уходят на содержание имущества, принадлежащего ЛФ России. Надо платить за аренду земли, за электроэнергию, налоги на это имущество, наконец, треть этой суммы уходит на зарплату персонала, обеспечивающего работу СПб отделения ЛФ. Ситуация абсурдная. В 2007-м наибольшую долю в расходах составляла заработная плата управляющего и обслуживающего персонала  – почти 35%. Очевидно главное: вместо выполнения основной функции, ради которой создан Литфонд, он по преимуществу просто дает работу и зарплату некоторому количеству наемных работников.

– А сколько их?

– Наемных работников всего четыре человека. В пересчете на помесячную зарплату получается не слишком-то и большое жалованье. Допускаю, что его, может быть, надо еще втрое увеличить! Но дело ведь не в абсолютном размере зарплаты, а в том, что расходы на обеспечение деятельности Литфонда не должны быть в вопиющей диспропорции с расходами на помощь членам ЛФ – вот ее объем нужно безусловно многократно увеличивать.

– Если Литфонд обеспечивает только сам себя, тогда возникает вопрос: зачем он нужен?

– Получается, что он нужен тому небольшому кругу людей, которые получают там зарплату. СПб Литфонд выделил в 2007 году на пособия 0,7% от своих доходов, в 2008 году – 2,7%. Кстати, 18 мая на отчетно-перевыборной конференции отделения Литфонда один из ответственных работников нашего отделения ЛФ сказал: “Мы же не благотворительная организация”. Человек просто не понимает, где находится и чему служит.

– И что на этой конференции решили?

– Конференция пошла по стопам докладчиков – председателя правления Валерия Воскобойникова, директора Евгения Невякина. И в основном обсуждала, как нам возобновить деятельность Дома творчества в Комарове, но поскольку средств, сил и авторитета у СПб отделения нет, то все дело кончилось бесполезной декларацией. Хотя отчет ревизионной комиссии произвел впечатление на некоторых присутствующих. Может быть, вследствие этого меня и выбрали председателем ревизионной комиссии.

– А что происходит в Комарове?

– Дом творчества пришел в упадок. Это собственность Литфонда России, Москва напрямую туда вкладывает средства. Но никто до сегодняшнего дня не посчитал эффективности этих вложений. А неэффективность их можно увидеть воочию: Дом творчества разрушается. Ремонтируется одно, но тут же рушится другое. Нет ни комплексного плана восстановления, ни бизнес-плана, по которому можно было бы понять, сколько средств еще требуется и как использованы уже затраченные. ЛФ России – собственник неэффективный.

– И что делать?

– Есть несколько вариантов решения проблемы. Самый простой – продать дом творчества в Комарове и обратить доход от продажи на пособия членам СПб отделения. Этих средств хватило бы для существенных, а не мизерных пособий на сотню лет точно.

– Продадут, деньги украдут…

– Согласен. Поэтому нужно, чтобы во главе организации, имеющей собственность, и для грамотного управления ею стоял профессиональный менеджер. Под непременным контролем писателей.

– А кто управляет Литфондом России?

– Какой-то поэт  – И. И. Переверзин. Директор СПб отделения – переводчик с польского Е. В. Невякин. Да эти люди и не должны разбираться в хозяйственных вопросах, в вопросах строительства – с какой стати? Но они не имеют права забывать, ради чего создан и должен существовать Литфонд. Все думают, что для того, чтобы пользоваться собственностью, – поэтому это единственный вопрос, который волнует членов ЛФ. Свет клином сходится только на Доме творчества, дачах, но нет понимания того, что Литфонд должен давать деньги на издание книг, поддерживать писателя, когда ему своевременно не выплачиваются гонорары, помогать пенсионерам, вдовам и вдовцам писателей. Много есть форм помощи человеку.

– А в XIX веке кто возглавлял Литфонд после его создания 150 лет назад?

– В первом правлении работали Тургенев, Чернышевский, Некрасов…

– Так вы сравниваете Воскобойникова с Тургеневым, а Невякина с Чернышевским?

– Дело не в относительности талантов – бок о бок с зачинателями Литфонда работали люди, которые и тогда были не слишком известны, – а в абсолютности совести и в понимании своей задачи. Необходимо сознание того персонального культурного ряда, в который ты поставлен судьбой. Литфонд – первый в России благотворительный культурный фонд, это часть культуры, и то, что происходит сейчас с Литфондом, – одно из проявлений разрушения культуры.

– По-моему, ситуация безнадежна. Профессионал, которого можно привлечь для управления собственностью, сразу все украдет, и никто даже не сможет понять, что произошло.

– Вы пессимист, а я оптимист – все-таки есть рычаги если не управления, то надзора. Если ведется систематическая отчетность по смете доходов и расходов, то, по крайней мере, мы оперативно обнаружим воровство.

– Но каким образом этих писателей вы уговорите иметь бюджет, требовать его исполнения?

– Не могу сказать, что это задача моей жизни. Делаю пока то, что подсказывает совесть.     

_______________________________________________________
 Постскриптум: 

1 июня 2009 г. прошло первое заседание нового правления СПб отделения Литфонда России. Скандал, который вызвало выступление Валерия Сажина двумя неделями ранее, даром не прошел: размер минимального пособия нуждающимся писателям увеличен до 1000 руб., а пособия на похороны – до 3000 руб. При этом в зависимости от конкретной ситуации правление готово увеличивать размер первого пособия. Признано необходимым рассматривать и утверждать смету расходов и доходов ЛФ и ежеквартально заслушивать отчет о ее исполнении. То есть, как выражался Глеб Жеглов, правление встало на путь исправления.

Между тем общая ситуация с российским Литфондом, от которого петербургский зависит целиком и полностью, напоминает еще то советское Министерство мясной и молочной промышленности, о котором писал Жванецкий: “Они внутри, видимо, все это производят и, видимо, там же все это и потребляют”. И вряд ли тут что-либо изменится принципиально. Главное, что благотворительная функция ЛФ забыта, а все зациклились на Доме творчества в Комарове.

Относительно возможных перемен. В каком смысле правление новое? Раньше председателем был Валерий Воскобойников, а его замом Николай Коняев, теперь они поменялись местами. Может быть, угрюмый Коняев окажется более влиятельным и в отношениях с Москвой, т.е. с ЛФ России добьется того, что петербургский ЛФ будет представлять бизнес-план, касающийся и благотворительной деятельности, и восстановления того же Дома творчества в Комарове, а ЛФ России будет финансовые запросы обеспечивать. Однако на самом деле добиться нужно куда большего – перемен организационных.

Сейчас вся структура управления такова, что состоящее из писателей правление СПб отделения ЛФ России – это группа наблюдателей и страдателей. Директор СПб отделения Е. Невякин продолжает оставаться при должности, потому что его назначает Москва, а Москву устраивает именно такой менеджер. Директора Дома творчества в Комарове тоже назначает Москва, недавно на этом посту появился новый человек, но и этот новый директор не может (или не хочет) представить в письменной форме план мероприятий по восстановлению Дома творчества, потому что документ – это потом и ответственность. И нет способов его заставить, потому что заслушивает его правление в СПб, а назначает правление в Москве. Ясно, что такая ситуация создана не без умысла. Петербургское правление – не более чем декорация.

Отдельно о зарплатах сотрудников СПб отделения ЛФ. На четверых за год 512 466 руб. – это в среднем по 10 676 руб. 38 коп. в месяц. Конечно, этого очень по нынешним временам скромная сумма, но она вписана во всю конструкцию. Во-первых, установлена полная зависимость от Москвы, поэтому боятся попросить больше. Ведь все понимают, что в дирекции СПб отделения ЛФ никто не переработал, да и вообще это фактически прибавка к пенсии. Во-вторых, отсюда вытекает уровень пособий писателям: чуть увеличишь – сам останешься ни с чем, отсюда общий дух богадельни.

Можно, конечно, сказать, что ЛФ – это реликт советской жизни, как и сталинский Союз писателей, и он, ЛФ, умирает закономерно. Однако ЛФ возник 150 лет назад, когда до создания сталинского Союза писателей оставалось еще довольно много времени – 75 лет. И потому объяснить происходящее можно только одним – общим антикультурным климатом в стране, создаваемым государством. Скажем, законодательство охраняет статус госслужащих, чиновников, военнослужащих, судей, но не желает принимать закон “О творческих союзах”. Не желает полностью освободить от налогов благотворительный Литературный фонд, который в итоге работает на налоговое ведомство и сам на себя в лице дирекций.

Тут – в идеале – могла бы вмешаться прокуратура. Потому что нарушаются уставные задачи общественного объединения. Но это же наша прокуратура и наше государство, которым писатели сейчас не нужны. Поэтому все существует так, как существует. Едва-едва.