Что таят в себе новые учебники религии

Вернувшись в школу после каникул, учащиеся четвертых классов из 19 регионов России начнут постигать новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Online812 решил узнать, о чем именно будут рассказывать детям их резко перепрофилировавшиеся учителя.

          Родители выбирали для детей один из шести курсов – “Основы светской этики”, “Основы мировых религиозных культур”, “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы иудейской культуры” и “Основы буддистской культуры”. Впоследствии учащиеся смогут менять курс, если их что-то не устроит, однако полностью отказаться от предмета будет нельзя.

Новые учебники должны были завести в регионы в конце марта, и их содержание широкой общественности пока незнакомо. Но в Интернете было опубликовано поурочное планирование программы комплексного обучения в 4 и 5 классах, изучив которое можно понять, о чем все-таки будут разговаривать с 10-11-летними ребятами на новом уроке.

Цикл занятий во всех классах откроется уроком “Россия – наша родина”. После этого в каждой группе начнутся свои отдельные занятия. Ребята будут либо углубленно изучать выбранную религию, ее истоки и традиции, либо приобщаться к мировой культуре и ее ценностям. Работать с детьми методисты советуют педагогам очень внимательно. Необходимо использовать различные методики, игры, показывать фильмы, водить на “виртуальные экскурсии”, просить детей проиллюстрировать темы урока, найдя изображения в Интернете. Интересно, будет ли пользоваться успехом такой метод в провинции?

В комментариях к образовательной программе говориться, что на уроках учителям следует “никогда не сравнивать между собой детей”, а также “ориентировать программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий”. Педагог также не должен забывать, что перед ним “не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций”. Есть в рекомендациях и конкретные инструкции: “ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают”. Учителям напоминают, что девочки “могут капризничать из-за усталости”, а мальчики “истощаются информационно. Ругать их за это бесполезно и безнравственно”.

Темы большинства уроков – довольно стандартные – “Добро и зло”, “Долг и совесть”, “Культура и религия”, “Культура и мораль”, “Прекрасные качества Пророка Мухаммада”, “Будда и его Учение”, “Храм в жизни иудеев”. Но в курсе “Основы светской этики” есть и такие нововведения, как “Нравственный образец богатыря”, “Дворянский кодекс чести”, “Джентльмен и леди”. Видимо, такие темы должны хоть как-то разбавить довольно тоскливый для детей учебный курс.

Наибольший интерес вызывают темы домашних заданий. Например, слушателям курса “Основы исламской культуры” в 4 классе придется написать эссе на тему “Как человеку нужно жить, чтобы Аллах был милостивым к нему? Чего не нужно делать?”, и подготовить ответ на вопрос: “Какой путь в жизни должен выбирать человек?”. В следующем учебном году они будут работать над еще более серьезными темами: отмечать на карте России районы, где “проживают народы, исповедующие ислам”, составлять хронологическую карту истории ислама в России. После этого они в качестве домашнего задания должны будут вместе с родителями составить расчет расходов семьи на месяц и подсчитать, сколько надо заработать мужу, чтобы обеспечить эти расходы. От школяров также потребуется составить устный рассказ, в котором они опишут, что в течение дня делает для семьи мама или родная тетя. Пояснений, зачем именно школьникам необходимо предоставить такие сведения, в рекомендациях не нашлось. К окончанию курса ребятам будет предложено написать сочинение на “оптимистичную” тему “Я и мои постаревшие родители” или “Уважай стариков: и сам будешь стар”.

По сравнению с этим, программа в непопулярном в России иудейском классе кажется просто плевой. Здесь ни от кого не требуют в 10 лет отвечать на вечные вопросы. Ребят только попросят написать мини-эссе на тему “Каждый выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или закрыть уши”, совершить “заочную экскурсию на гору Синай” и в синагогу. При этом в программе большое внимание уделяется общению внутри семьи. Так, по замыслу чиновников из министерства, ребенок должен в качестве домашнего задания рассказывать членам семьи о том, что нового он узнал на уроке. Надолго ли хватит терпения родителей?

Тем, кто выбрал “Основы буддистской культуры” и вовсе повезет. Странных заданий на дом давать не будут, разве что однажды попросят проанализировать текст песни старухи Шапокляк “Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя” из мультфильма “Про Чебурашку и Крокодила Гену”.

На “Основах православной культуры” ребята будут готовить ответ на вопрос “Как я понимаю выражение “мир в душе”” и писать сочинения “Что мне запомнилось из священного Писания”, “Как я понимаю заповеди блаженства”, “Как я понимаю долг и ответственность”, “Как я понимаю жертвенную любовь”. После этого они будут изготавливать поделку-образец православного прикладного искусства, изучать различные издания “Домостроя”, проводить исследовательскую работу “Святые в отношении к животным”, и рассуждать на тему “Детей любить тоже непросто”.

В ходе цикла “Основы светской этики”, учитель должен будет втолковать детям простую формулу доброты:

“Хочешь сам стать добрым? Это непросто.

– В понедельник надо три раза повторить стихотворение А. Барто (чтобы выработать противоядие на зло).

– Во вторник прочитать рассказ В. Драгунского “Друг детства”.

– В среду никого не обижать ни словом, ни поступком.

– В четверг совершить добрый поступок.

Если ты злишься, то начать делать уборку или пускать мыльные пузыри, (абсолютно серьезно!)”.

Понравится ли новый урок детям, говорить пока рано. За оставшийся и следующий учебный год 19 регионов опробируют новый курс, начавшийся неожиданно в четвертой четверти четвертого класса, и вынесут свой вердикт.