На этой неделе на гайдпарке было размещено несколько статей об СССР .Главная причина передача – «Суд истории» в исполнени Сванидзе. К сожалению, всю передачу посмотреть я не смог, видел только ее окончание.Так вот, в статьях на гайдпарке СССР представляется как уродливое, нищее,бездуховное общество, в котором жили негодяи –партократы, которые упивались своим богатством и роскошью, и простые люди, которые жили в нищете, бедствовали, им было не в чего одеваться, они не могли поехать отдыхать, не имелиправа перписываться с зарубежьем и т.д.
Я не буду сейчас спорить с кем-то, что то доказывать. Просто надо сказать правду об СССР, тем более что в своем большинстве гайдпаркеры, с большим апломбом высказывающиеся о Союзе и доказывающие, что они жили в нем, в основном 60х-70х годов рождения,так что их сознательная жизнь и производственная деятельность могла приходится только на конец Союза-80е годы.
Если же кто-то из гайдпаркеров более старшего поколения пожелает опровергнуть мои слова – ну чтож, я буду готов ответить.
Так какой же была жизнь в СССР? Должен оговорится – период после 1985 года сюда не относится. Кроме того, я не буду сравнивать Советское время с современностью, так что выводы делайте сами.
Сразу предупреждаю – буду говорить о той республике, где я родился и вырос – об Узбекистане.
Начнем с детства
Не буду говорить, что в СССР не было очереди для устройства детей в детский сад. Были, конечно, так как рождаемость была достаточная. Но ожидание в худшем случае могло длится 1-2 месяца. Детские сады были как исполкомовские , так и ведомственные – каждое более или менее крупное предприятие имело свой детский сад, зачастую не один. Плата за садик была символическая 10-20 рублей, в зависимости от принадлежности садика. Остальное доплачивало государство, или ведомство, к которому относился детсад. И сколько мои двое детей были в садике, я не помню, чтобы просили деньги на ремонт или что либо еще. Единственно – если в садик на праздник приглашали фотографа, фотографии были платные – копеек 50-70.
Теперь школа
В то время , когда я учился сам, в 50х годах, порядки в школе были очень строгие, не хуже, чем в царской гимназии (в лучшем смысле этого слова). Писали чернилами, ручкой с пером, с собой надо было носить чернильницу.
Были такие уроки, как чистописание, т.е., обучение писать каллиграфическим почерком. Учителям было все равно, кем работают родители ученика – в нашем классе учился сын областного прокурора, так его папаша на родительских собраниях краснел за сыночка, стоя перед всеми родителями, и не смел ничего сказать в его оправдание. Со мной за партой сидел сын нашего завуча – был оставлен на второй год за неуспеваемость.
Мои дети учились уже в 70х годах. Порядки в школе стали полегче, разрешили писать авторучками, затем и вовсе шариковыми ручками. Но требования к ученикам остались те же – быть в школе аккуратными, в форменной одежде, выполнять домашние задания, сдавать экзамены. И детей какого нибудь чиновника запросто могли за неуспеваемость оставить на повторный год обучения, невзирая на его должность. А тому бы и в голову не пришло прийти и качать свои права в школе.
Летом в школах производился ремонт- за счет государства. Правда, и в мое время,и в 70е годы старшеклассников в конце лета привлекали на так называемую практику –мыли и расставляли парты в классах после ремонта, убирали территорию и т.д.
Вопрос, который сильно интересует наших друзей из незалежной Украины,
и на который они делают большой упор в дискуссиях- национальные школы.
Если в садиках национальная составляющая особой роли не играла, то школы были как национальные, так и русские. В национальных школах преподавание всех предметов велось на узбекском языке, русский язык изучался как отдельный предмет. В русских школах преподавание естественно на русском языке, а также изучался узбекский язык.
По количеству русских и национальных школ – количество всех школ росло с ростом города, однако количество национальных росло быстрее- национальное население росло опережающими темпами.
Наряду с узбекскими школами, были национальные школы на других языках. Так, в местах компактного проживания в Узбекистане таджиков, были таджикские школы.
В селах были в основном национальные школы. Те русские дети, которые проживали в селах, также учились в национальных школах, и владели в совершенстве как русским, так и узбекским языками.
Высшее образование
Тут следует отметить, что в городах большинство из узбекской интеллигенции и чиновников старались или сразу отдать детей в русскую школу, или перевести их туда в старших классах. Причина – окончившие русскую школу имели больше шансов поступить в престижные вузы, особенно за пределами Узбекистана. И не потому, что была какая то дискриминация по национальному признаку – просто за пределами Узбекистана все экзамены надо было сдавать на русском языке, преподавание велось также на русском. Ребята, учившиеся в русских школах, лучше знали русский язык иим легче было сдавать вступительные экзамены.
При этом не надо считать, что у окончивших узбекские школы не было никаких шансов поступить в один из вузов за пределами Узбекистана – практиковалась практика обмена студентами. То есть, абитуриент сдавая экзамен в один из узбекистанских вузов, одновременно писал заявление на зачисление в один из вузов такого же профиля запределами Узбекистана.И если сдавал их с хорошими оценками, зачислялся в этот вуз Из моих одноклассников и друзей один так поступил в ЛЭИС (Ленинградский электротехничсекий институт связи), другой – в ЛЭТИ (тоже в Ленинграде).
Естественно, обучение в высших учебных заведениях было бесплатным. Все студенты, выполняющие учебный план (т.е., закончившие семестр без “хвостов”) получали стипендию. Иногородним студентам предоставлялось общежитие, питание в студенческих столовых стоило буквально копейки – на рубль можно было взять первое, второе и компот.
Также стоит отметить, что возможность поступать в институт была у всех – на очное отделение принимали до тридцатилетнего возраста, на заочное и вечернее – без ограничений. То есть, можно было после школы 2-3 года отработать на производстве или отслужить в армии и потом поступать в вуз .Достаточно было предьявить документ об образовании и сдать вступительные экзамены.
Теперь о сдаче сессии за деньги – не скажу, чтобы этого не было совсем, особенно в конце 70х годов. Но если студент нормально учился и мог самостоятельно сдать экзамен, никаких придирок со стороны преподавателей не было. К тому же за взятку можно было надолго загреметь на лесоповал.
Должен сказать, что в системе образования был один очень неприятный момент – старшеклассники и студенты должны были обязательно осенью один месяц отработать на сборе хлопка- малоприятное занятие, должен сказать.
По окончании учебы молодые специалисты обязательно распределялись по предприятиям, при чем не только по узбекистанским. Руководители предприятий не имели права отказать им в приеме на работу, обязаны были обеспечить их жильем.
Выпускник же должен был отработать на предприятии два года, после чего мог перейти на работу в другое место.
Теперь о рабочих профессиях
Рабочих готовили в многочисленных ПТУ – профессионально-технических училищах. Учащиеся ПТУ обеспечивались в необходимых случаях общежитием и бесплатным питанием, а в некоторых случаях – и обмундированием. Они также получали стипендию, по окончании учебы трудоустраивались по специальности.
Кроме того, рабочую специальность можно было получить непосредственно на предприятии. Молодые люди поступали работать учениками, за ними закреплялся мастер-наставник. Через два-три месяца ученики сдавали экзамепны на разряд, в соответствии с результатом им присваивалась рабочая квалификация. Все время обучения им платилась заработная плата. В 17 лет я сам прошел этот путь, проработав два месяца учеником и после испытаний получив квалификацию “электрослесарь 3 разряда”.
О трудоустройстве
Безработицы как таковой в СССР не было действительно. Работу можно было найти всегда. Можно было всегда уволиться с не понравившейся работы и перейти на другую. Платили по разному – от минимума (70 рублей в 60 годы).
Можно было поехать на какую то стройку и зарабатывать там тысячу и более рублей. Тем более, что строек хватало. Можно было работать на заводе – на всех заводах обычновисели обьявления “требуются …..”. На заводах платили по разному. Но рабочий или хороший специалист в принципе мог иметь заработок больше, чем директор завода.
Я лично работал в конце 70х-начале 80х годов начальником участка, получал зарплату где-то около 400 рублей, монтажники связи у меня получали до 700.
Рабочего уволить с предприятия было очень трудно, даже если он не соблюдал трудовую дисциплину. Для этого обязательно нужно было составить протокол о нарушении и получить согласие профкома. Любой случай увольнения по инициативе администрации рассматривался на комиссии по трудовым спорам, решения не всегда было в пользу администрации. При чем увольнения по статье боялись – с такой записью было трудно устроится на хорошую работу. У меня был случай, когда приняли на работу человека, оказалось он абсолютно не знает ту специальность, по которой устраивался. Его около года переводили с одного места на другое, пока он сам не уволился.
Незаконное увольнение с работы можно было опротестовать в суде, причем суды довольно часто вставали на сторону уволенных. В этом случае им выплачивалась компенсация за время отсутствия работы.
Социальный пакет
Работники (в любом случае, на любом производстве) имели достаточно большой социальный пакет. 100% оплата больничного листа, льготные путевки в дома отдыха, санатории, туристические путевки, детские сады для детей работников, пионерские лагеря, бесплатный отдых и лечение в санаториях-профилакториях предприятий и т.д.
Для поездки в отпуск не надо было слишком сильно копить деньги. Достаточно было получить отпускные – т.е. практически зарплату за 1-2 месяца – и этого хватало.
Например, от нашего города до Москвы билет стоил на самолете 56 рублей, на поезде -23 рубля. А это больше трех тысяч километров. Мой отец всю жизнь хотел побывать во Владивостоке, но как то не приходилось. Когда вышел на пенсию, собрал пенсию за 3 месяца, купил билет на поезд туда и обратно, поехал во Владик. 2 дня походил по нему, переночевал в какой то гостинице, и выехал назад. Обошлось ему это где-то в 400 рублей.
Я сам как то с семьей ездил в отпуск по турпутевке. Дали жене в ее проектном институте. Путевка на троих, семейная . Оплатили 15% стоимости, остальное за счет профсоюза. Отдыхали в Архызе – я, жена и дочка. Обошлось мне все это удовольствие вместе с билетами на самолет туда и обратно и с покупкой разных сувениров и подарков где-то в 800 рублей. 24 дня в горах, походы, подьемы до ледников, поездка в Домбай и т.д. Про другие поездки – в Подмосковные и республиканские дома отдыха, в гости к родственникам по всему Союзу- я уже не говорю.
Система здравоохранения в СССР была организована по моему наиболее оптимальным для людей образом. В принципе также были районная поликлиника, участковый врач и т.д. Но вот первое коренное отличие – все было абсолютно бесплатно, без всяких полисов. Бесплатно были все лекарства, которыми вас лечили в поликлинике, в больнице. При чем, если вы случайно заболели, находясь в другом городе, вас также бесплатно могли принять в поликлинике или положить в больницу.
Второе – к любому врачу можно было попасть непосредственно, без направления участкового врача. Достаточно было записаться в регистратуре поликлиники.
Если вас ложили в больницу, все обслуживание, препараты и процедуры (УЗИ и т.д.) были бесплатны. При необходимости давалось направление в один из республиканских лечебных центров, где обследование и лечение так же было бесплатно.
Кстати, описываемая Солженициным в “Раковом корпусе” больница сейчас является республиканским Онкологическим центром Узбекистана, находится на том же месте. Врачи его очень сильно обижены на то, как это лечебное учреждение и врачи- узбеки описаны в повести.
В нашей областной больнице одна из старых медсестер рассказывала мне, что еще в 50х годах один из хирургов этой больницы, узбек по национальности, произвел сложнейшую операцию – пришил оторванную кисть руки мальчику.
Кисть прижилась, а врач затем был переведен на работу куда то в Москву.
Пенсионная система
Размер пенсии зависел от заработка и стажа работы . Практически к восьмидесятым годам у большинства работающих он был максимальным -120 рублей. При этом у отдельных категорий работников –военнослужащих, сотрудников МВД и других – размер пенсии зависел от должности и звания, с которыми они уходили на пенсию и был намного больше (например, полковник мог получать 250-300).
Северные пенсии – отдельный разговор. Говорят, они были большими, но точно какими сказать не могу.
Для оценки пенсии привожу некоторые цены:
хлеб -16-22 коп. за буханку, молоко – около 30 копеек литр, мясо в магазине 1р.60к –
2р.20к., на рынке в зависимости от сорта до 7 рублей, водка на 80 год – 3р.62 к.,
картофель – осенью 20 коп за кг., мука -16 коп., рыба обычная 50-70 коп. кг,
сливочное масло, сыр –приблизительно 3р.60 коп. квртплата в зависимости от пло-
щади квартиры 5-7 рублей, электроэнергия 6 коп кВт/час, бензин до 50 коп.литр
Теперь немного о жилье
Это неправда, что в СССР жилье в собственности иметь было нельзя. Во первых, существовал частный сектор. Это частные дома, которые строились самими гражданами за свои средства на выделенных городом для этого участках. Участки обычно были в городах 6-8 соток. Такой дом был личной собственностью гражданина, его можно было продать, подарить, передать по наследству.
Так же можно было купить квартиру в ЖСК – жилищных кооперативах. В кооперативах квартиры продавались в кредит – надо было внести первоначальный взнос, остаток выплачивался в дальнейшем в течении нескольких лет. Кооперативная квартира также являлась собственностью гражданина.
Те, кто не мог себе позволить или не желал иметь жилье в собственности, ставились на очередь и получали государственные квартиры. В основном в очереди стояли несколько лет, однако правилом это не было. Там, где предприятие быстро развивалось или только строилось, квартиру можно было получить ведомственную – от предприятия, за несколько месяцев. Ведомственная квартира принадлежала предприятиям, распределялись между своими работниками , от которых обычно требовалось, для того чтобы получить постоянный ордер на квартиру, несколько лет проработать на данном предприятии.
Кроме того, квартиры строились и городом. Эти квартиры распределялись между работниками городских организаций – детских садов, школ, различных управлений исполкома и т.д. Здесь конечно очередь могла длиться несколько лет.
Молодые специалисты, направленные на предприятия по окончании учебных заведений, по закону должны были обеспечиваться жильем сразу по прибытии напредприятия, и это требование закона в основном исполнялось.
Дети граждан, проживавших в государственных квартирах, получали право на постоянное проживание в них в связи с местом рождения.
Все вышеприведенное мной касается , так сказать, материальной стороны жизни в Советском союзе. Однако не менее важна другая сторона – мироощущение советского человека, ощущение того, что ты защищен, у тебя есть будущее, твои планы будут выполнены. Ты будешь иметь жилье, работу, и в случае болезни будешь вылечен. Твои дети смогут поступить учится и в дальнейшем получат работу.
Вот примерно все, что я хотел сказать о Советском союзе. Сразу скажу – я не верю, что СССР можно воссоздать в том виде, в котором он существовал. Да этого и ненужно. Необходимо создавать новую страну, при этом учесть все имевшиеся в старом союзе недостатки, чтобы они не повторились в будущем. А то, что создавать его придется,я уверен.
И создаваться он будет на принципах социалистического государства.