Что ждет петербургский рынок Интернет-услуг

С первого взгляда кажется, что не имеет никакого особого значения, к какому Интернет-провайдеру ты подключен, – цены почти одинаковые. Однако, если копнуть глубже, обнаруживаются серьезные различия.

                 Лидеры жанра

Лидером рынка уже довольно давно является “Северо-Западный Телеком”. Абонентская база Петербургского филиала СЗТ по услуге “Авангард” составляет около 310 000 абонентов.
Любопытно, что с технической точки зрения услуги лидера заметно отличаются от того, что предлагают все остальные: традиционно “Северо-Западный Телеком” использует технологию ADSL, тогда как другие крупные игроки – классическую выделенную линию. Осознавая ограничения ADSL, в 2009 году СЗТ также приступил  к оказанию услуг на основе технологии PON под брендом “Мега Авангард”, число пользователей на сегодняшний день составляет более 12 тысяч.

Компания InterZet в феврале отметила подключение своего юбилейного 200-тысячного абонента. Скорее всего, к этой цифре нужно относиться скептически (не все пользователи активны), но это уверенное второе место.
Следом идет оператор кабельного ТВ, компания ТКТ (торговая марка “Твое ТВ”), которая оказывает услуги 165 000 пользователей.

Абонентская база “Вымпелкома” (торговая марка “Корбина”) насчитывает 126 000 клиентов. Порядка 75 000 абонентов обслуживает провайдер SkyNet.
Более 60 000 человек подключено к сети MNS.ru (ранее “Матрикс Сетевые Решения”). В числе крупных домашних сетей города также отметим “Ниеншанц-Хоум” (52 000 пользователей), “Сумму Телеком”, пробившуюся в группу лидеров за счет приобретения сети “Цифра” и имеющая 47 000 абонентов, сети “Элтел” (35 000) и “Антхилл” (30 000 клиентов).

Во второй десятке домашних сетей –  “Невалинк”, “ВестКолл”, “Теликс”, “Реалнет”, INFO-LAN, TiERA. Общее  число компаний, оказывающих в Петербурге услуги по предоставлению широкополосного доступа в интернет, составляет 120.

                 Широкополосная экспансия

Сейчас провайдеры осуществляют прирост абонентской  базы, во-первых, за счет миграции абонентов. Во-вторых, расширяя сети в новые для себя районы. В-третьих, покупая компании с уже активной клиентской базой. На уже завоеванных территориях операторы проводят модернизацию сетей, чтобы не оказаться в арьергарде борьбы за потребителя.

Так, в 2009 году “Билайн” пришел в Петроградский район, а также приобрел сеть “Корбина Телеком”, увеличив абонентскую базу за год сразу на 30%. Компания InterZet существенно увеличила свое присутствие в городе – сеть была построена в районе станций метро. “Академическая”, “Дыбенко”, “Пр. Большевиков”. За год InterZet добился прироста абонентской базы на 50%.

Сеть SkyNet расширялась как за счет строительства, так и за счет приобретений –  ввод в эксплуатацию сети в Красногвардейском районе и практически полное покрытие правого берега Невского района позволило увеличить количество обслуживаемых домов в 1,5 раза. Также компания приобрела небольшую сеть CityGate, которая работала в Невском районе. На улучшение оборудования этот провайдер потратил в прошлом году порядка 1 миллиона долларов.

Компания MNS.ru в 2009 году продолжила развитие в Приморском, Выборгском и Калининском районах. Прирост абонентской базы за год составил порядка 25%.
К освоению нового для себя рынка Колпинского района Петербурга приступил весной 2009 года и оператор “Элтел”. Кроме того, в 2009 году компанией был завершен очередной этап модернизации опорной городской сети. В целом прирост абонентов также составил примерно 13%.

Состоялось объединение телекоммуникационных активов компании “ПиН Телеком”, работающих на рынке широкополосного доступа в интернет. Общая абонентская база объединенной сети, действующей в Московском, Невском, Центральном и Красногвардейском районах, превысила 30 тысяч абонентов. Как видно, практически все крупные компании прикладывают серьезные усилия и не жалеют средств на свое развитие.

Отдельно отметим появление на рынке абсолютно нового игрока – компании “Сумма Телеком”. Летом 2009 года началось предоставление коммерческих услуг, а в сентябре этот провайдер купил сеть “Цифра”, что позволило ему сразу ворваться в десятку лидеров. На сегодняшний день совокупная абонентская база компании превышает 47 000 пользователей.

                 Три кита

Но все же главным методом расширения абонентской базы является миграция абонентов. Однако благоприятные условия для этой миграции нужно еще создать. Одна из ключевых тенденций последнего времени – развитие так называемой тройной услуги (Triple Play – интернет, цифровая телефония и IP-телевидение в одном флаконе). Конкуренция привела к тому, что сегодня мало просто предоставлять услуги интернет-доступа. Необходимо также создать условия для введения в эксплуатацию цифровой телефонии и цифрового телевидения (IPTV).

В 2009 году сразу целый ряд крупнейших провайдеров ввел в эксплуатацию IPTV. СЗТ осуществил полноценный запуск в коммерческую эксплуатацию технологии PON. Именно в ее рамках продвигаются услуги Double Play (“Авангард-Дуэт”) и Triple Play (“Авангард-Трио”). В первом случае это телефония и интернет, во втором – еще и “Авангард-ТВ”, которое включает услуги “видео-по-запросу”, “Интерактивное цифровое телевидение”, “Сетевой видеомагнитофон”, “Просмотр программы с начала” и “Архив телепрограмм”.

В конце прошлого года “Билайн” запустил в Петербурге в коммерческую эксплуатацию услугу IPTV для своих абонентов. Сервис продвигается под брендом “Билайн ТВ”, и компания намерена его тиражировать в других субъектах Северо-Запада.

Компания InterZet также завершила тестовую эксплуатацию и запустила IP-телевидение в качестве новой услуги. Запуск IPTV в тестовом режиме весной 2009 года осуществила и компания MNS.ru. Провайдер увеличил число каналов, включая каналы телевидения высокой четкости (HDTV). Однако о коммерческом запуске услуги речь пока не идет.

Недавно основные игроки ввели и абсолютно новую для Петербурга услугу – организацию подписки на антивирусные решения. Так, компания SkyNet внедрила антивирусные решения пяти вендоров – “Лаборатории Касперского”, “Доктор Веб”, Panda, Agnitum и Eset. В то же время абсолютное большинство остальных провайдеров остановилось на решении Dr.Web AV-Desk.

                  Борьба за клиента

Практически все крупные провайдеры в настоящий момент предлагают доступ в интернет по цене 450 рублей за 5 Мбит/с и 650 рублей за 10 Мбит/с. Кроме того, некоторые игроки запустили антикризисные предложения по безлимитному доступу на невысоких скоростях при самой низкой в линейке цене, а также разработали гибкие системы скидок при единовременной оплате интернета за несколько месяцев вперед.

Самые последние тенденции таковы: цены меняются неактивно, гонка скоростей практически сходит на нет. Фактически конкуренция перешла на новый уровень:  рынок стал развиваться в сторону улучшения качества и сервиса. Соответственно, сформировалась “перетекающая” от провайдера к провайдеру активная абонентская база, которая ищет наилучшего соотношения цены/качества. Для самих провайдеров стоимость привлечения 1 абонента выросла, приходится вкладывать больше средств, чтобы просто сохранить абонентскую базу.

Кризис отразился на сокращении строительства и уменьшении количества арендуемых помещений, прекращении деятельности мелких предприятий. Эксперты прогнозируют, что уход с рынка слабых операторов будет только продолжаться. В последний год-полтора особую роль в позициях на рынке стала играть реклама,  прежде всего имиджевая, которая небольшим провайдерам просто не по плечу.

                 Технологии предоставления услуг интернет-доступа

Dial-Up (коммутируемый удаленный доступ) – компьютер подключается к серверу, используя модем и телефонную сеть. Устаревшая технология, обеспечивает максимальную скорость в 56 Кбит/c.

ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line, т.е. асимметричная цифровая абонентская линия) – модемная технология, превращающая стандартные телефонные аналоговые линии в линии высокоскоростного доступа.  В отличие от обычного модемного доступа, доступ в интернет по
ADSL не мешает разговорам по телефону. Максимальная скорость – 24 Мбит/с.

КТВ (кабельное ТВ) – технология широкополосного доступа в интернет. Доступ в интернет осуществляется по телевизионному кабелю. Для подключения необходим кабельный модем, который поддерживает стандарт DOCSIS. Максимальная теоретическая скорость по КТВ около 42 Мбит/сек

Ethernet (домашняя сеть) –  подключение происходит по выделенному каналу через сетевую карту компьютера. Во внутренней сети, которая объединяет всех пользователей, доступны разнообразные медиаресурсы, игровые и файловые серверы. Скорость доступа может доходить до 100 Мбит/сек по витой паре, а в будущем могут доходить даже до 10 Гбит/сек по оптоволоконным линиям.

PON – (passive optical networks, “пассивные оптические сети”) – семейство быстро развивающихся технологий широкополосного мультисервисного доступа по оптическому волокну. Максимальная скорость – потенциально до 622 Мбит/с.

Количество абонентов 10 крупнейших интернет-провайдеров Петербурга

Северо-Западный Телеком – 310 000
InterZet – 200 000
ТКТ  – 165 000
Билайн – 126 000
SkyNet – 75 000
MNS.ru – 60 000
Ниеншанц-Хоум – 52 000
Цифра (с учетом “Суммы Телеком”) – 47 000
Элтел – 35 000