«Чтобы спасти Охтинский мыс, надо делать то, что ты умеешь»

 Говорят участники концерта, прошедшего в Петербурге

 

28 сентября в Бронзовом зале особняка А.А. Половцова (Дом архитектора) состоялся концерт цикла HIS|MUS, посвященный «Петербургской Трое» — Охтинскому мысу и допетровскому Петербургу.

Молодые музыканты из объединения ERMITAGE исполнили традиционную русскую и скандинавскую музыку, а также произведения Грига, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Историк и журналист Даниил Коцюбинский предварил музыкальную часть комментарием о истории Невских берегов до пришествия Петра I, где рассказал о том, что торговая и городская жизнь на них началась задолго до 1703 года.

Организаторы и участники концерта рассказали «Городу 812» о том, какой им самим видится связь между музыкой – и движением в поддержку создания на Охтинском мысе историко-археологического музея-заповедника, а также против строительства там офисных зданий «Газпрома».

  

Петр Шелепов, художественный руководитель творческого объединения ERMITAGE

— Идея сегодняшнего концерта у меня возникла под влиянием борьбы за сохранение Охтинского мыса. Мне показалось, что молодые музыканты могут осветить происходящее в новом ключе — через музыку. Нам было важно подчеркнуть, что город на Неве всегда был центром соединения многих культур, что на его территории звучали самые разные мелодии: скандинавские, русские, советские. И в этом концерте мы хотели соединить все эпохи, начиная от допетровской и кончая современной. Охтинский мыс объединяет их все.

Я считаю, что сейчас важно помнить и знать историю нашего города на протяжении всех её столетий, а не только с момента прихода сюда царя Петра, потому что только такая не усечённая история может дать нам верный взгляд в будущее. И то, что мы сейчас делаем в рамках борьбы за сохранение Охтинского мыса, — маленький вклад в настоящее и будущее нашего города, в котором будут жить уже наши дети и внуки.

Очень надеюсь, что в нашем концерте нет ничего враждебного и оппозиционного, а есть просто прекрасная жизнь, которую мы все, надеюсь, проживаем в гармонии и единстве. И именно с помощью музыки, соединив все исторические ветви нашего города, нам было важно подчеркнуть, что это всё — часть нашей жизни и нашей истории, которые надо бережно сохранять и ни в коем случае не уничтожать в угоду сиюминутным расчётам.

Светлана Виноградова, соавтор идеи концерта «Петербургская Троя»

— Мы видим, что в городе идёт очень важная и очень волнующая нас борьба – за спасение археологических сокровищ Охтинского мыса от возможного строительства там никому не нужных офисных зданий, что грозит навсегда уничтожить археологические и исторические памятники. И мы решили найти новые формы и способы для этой борьбы.

Ещё до того, как был организован концерт, мы провели конкурс детского рисунка «Петербург: мой город — моя крепость», который тоже привлёк внимание многих. Хотелось, чтобы именно дети узнали об Охтинском мысе — ведь им жить в этом городе.

Конечно, можно выходить на пикеты, митинги, акции. Но поскольку в моём окружении много музыкантов — надо делать то, что мы умеем. Так и родилась идея этого концерта.

И если мы говорим, что Петербург — точка слияния разных культур, то и в музыке этот процесс, безусловно, должен найти отражение. Всё то, что составляет культурную среду нашего города, имеет основы в допетровском периоде… И помогает ответить на вопрос: кто мы?.. Полуевропейцы, полуазиаты — и это в синтезе дает столь интересные музыкальные результаты. Показать этот синтез — и есть задача нашего концерта.

Екатерина Виноградова, студентка Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, баян дуэта PinAkkolada Duo

 

— Для меня лично этот сюжет важен уже несколько лет. Я в 2018 и в 2020 годах брала интервью у археологов и историков Адриана Селина и Петра Сорокина по теме Охтинского мыса. Пётр Сорокин, напомню, во многом и открыл тайны Охтинского мыса — как для общества, так и для меня. И поскольку я сама музыкант, мне захотелось поучаствовать в борьбе за сохранение мыса не только в качестве журналиста, но и как артисту.

Для нашего коллектива было интересно исследовать пересечение культур, скандинавской и русской, которые сыграли большую роль в истории этой территории, на которой мы живём. И когда мы на этом концерте исполняем произведения разных композиторов, эпох и народов, то лично у меня возникает ощущение сходности, «переклички» этих культур.

Нам очень хотелось, чтобы концерт получился по-настоящему высококлассным, и чтобы он стал хотя бы небольшим нашим вкладом в борьбу за спасение Охтинского мыса.

А для музыкантов это оказалось ещё и возможностью с новой точки зрения взглянуть на исполняемую музыку. К примеру, в рамках подготовки к этому концерту мы написали свою фантазию на народные скандинавские темы. Когда мы начали это делать, оказалось, что по духу, по мелодике есть много разных пересечений, «музыкальных рифм». Нас очень захватила эта тема, и мы, безусловно, планируем продолжать!..

Александра Меньшова (на фотографии слева), скрипка дуэта PinAkkolada Duo, студентка Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

— Я – сторонница синтеза искусств. И мне кажется, что история и музыка неразделимы. В музыке можно проследить истинную историю, которая, на мой взгляд, невербальна. В музыке нельзя ничего переписать, приврать – там всё видно и всё прозрачно.

Мы (в дуэте с Екатериной Виноградовой) сами сочинили скандинавскую фантазию, вдохновляясь историей, и пытались найти сходства и различия в наших культурах, что было безумно интересно. И оказалось, что различия кроются, скорее, в современной музыке. Когда мы копнули этническую составляющую русской и скандинавской музыкальных культур, то обнаружили очень много общего в напевках и мелодиях. Для нас это было большим открытием!

И в рамках разговора об Охтинском мысе – как о точке пересечения культур – музыкальные встречи как ничто другое подходят для таких бесед. Ведь люди приходят послушать музыку, узнавая при этом ее исторический контекст. Благодаря этому важная для городской судьбы информация продолжает распространяться.

Моника Брошко, студентка Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

— Для меня в целом очень важен процесс, в котором людей связывает какая-то общая идея. И сейчас в Петербурге, здесь в Доме архитектора, как раз такая ситуация  ­­– мы стараемся сохранить историю города и его артефакты, которые находятся на Охтинском мысу.

Как и на Охтинском мысе чувствуется связь скандинавской и русской культур, то я точно также чувствую музыкальные связи на интуитивном уровне: Грига и Рахманинова, русской и скандинавской народной музыки.

Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук, журналист

– То, что происходило сегодня в рамках музыкального концерта, является частью нашей общей борьбы за сохранение не только городской истории, но и петербургского культурного кода. И прекрасно, что эта борьба идёт не только привычным путём протестных градозащитных акций, но и посредством культуры в высоком смысле этого слова.

Стоит еще отметить, что состоявшийся концерт стал своего рода смотром молодых сил петербургской классической музыки. И могу сказать без всякого преувеличения, что услышанные мною сегодня инструменталисты были поистине первоклассны, а голоса – лучше тех, которые мне в последнее время доводилось слышать со сцены Мариинского театра. Одним словом, Петербургу не стыдно – у него есть чудесная музыкальная и гражданско-активистская смена.

  • Екатерина Виноградова. «Дорога к фьордам». Сюита в 3-х частях. Вдохновлено фарерскими народными мелодиями. Ансамбль PinAkkolada Duo»: Александра Меньшова (скрипка), Екатерина Виноградова (баян)

В рамках концерта были исполнены следующие произведения:

  1. Е.В. Виноградова. «Дорога к фьордам». Сюита в 3-х частях. Вдохновлено фарерскими народными мелодиями. Ансамбль PinAkkolada Duo»: Александра Меньшова (скрипка), Екатерина Виноградова (баян).
  2. Русская народная песня «Ах ты, душечка» в обработке М. Черемухина. Илья Легатов (тенор). Партия фортепиано – Петр Шелепов.
  3. С.В. Рахманинов. «Баркарола». Артем Малхасьян (аккордеон).
  4. Э. Григ. «Я люблю тебя»; М.П. Мусоргский. «Гопак». Ирина Полещук (меццо-сопрано). Партия фортепиано – Петр Шелепов.
  5. Б.Х. Круселль. 3 часть из «Концерта №3» для кларнета с симфоническим оркестром. Никита Стрелков (кларнет). Партия фортепиано – Моника Брошко.
  6. С.В. Рахманинов. «Здесь хорошо», «Не пой, красавица». Изабелла Андриасян (сопрано). Партия фортепиано – Петр Шелепов.
  7. В. Кобекин. «Корабль дураков». Вероника Суханова (виолончель)
  8. Н.А. Римский-Корсаков. «О чем в тиши ночей». Ирина Полещук (меццо-сопрано). Партия фортепиано – Петр Шелепов.
  9. С.В. Рахманинов. «Сон»; П.И. Чайковский. «Ночи безумные». Илья Легатов (тенор). Партия фортепиано – Петр Шелепов.
  10. Русская народная пьеса «Валенки» в обработке Б. Шалова. Никита Ольшин (балалайка). Партия фортепиано – Моника Брошко.
  11. Э. Григ. «В пещере горного короля». Артем Малхасьян (аккордеон).
  12. Русская народная песня «Травушка-муравушка» в обработке В. Городовской. Изабелла Андриасян (сопрано). Партия фортепиано – Петр Шелепов.
  13. И.Ф. Стравинский. «Поганый пляс Кощеева царства» из балета «Жар-птица» (переложение для фортепиано Г.Агости). Никита Качаев (фортепиано).
  14. П.И. Чайковский. «Русский танец» из балета «Лебединое озеро». Ансамбль PinAkkolada Duo»: Александра Меньшова (скрипка), Екатерина Виноградова (баян).
  15. И.О. Дунаевский. «Заздравная» из к/ф Весна (аранжировка П. Шелепова – Е.Виноградовой). Изабелла Андриасян (сопрано), Ирина Полещук (меццо-сопрано), Илья Легатов (тенор). Ансамбль: Александра Меньшова (скрипка), Екатерина Виноградова (баян), Артем Малхасьян (аккордеон), Никита Ольшин (балалайка), Вероника Суханова (виолончель), Никита Стрелков (кларнет), Моника Брошко (фортепиано), Никита Качаев (фортепиано), Петр Шелепов (фортепиано)

Записал Григорий Конников