«Чудо великое было здесь». Краткая история Хануки и евреев в Петербурге

В воскресенье, 18 декабря, в петербургской Большой хоральной синагоге зажгли первую ханукальную свечу. Всего свечей будет 44.

Петербург открыл новую страницу российского государства на новой земле, и формировался он по-особенному. Здесь можно было найти представителей практически всех народов, населявших Европу. Один из сподвижников Петра I – Петр Шафиров – был евреем (и не только он, просто Шафиров самый известный). То есть можно считать, что в Петербурге евреи были всегда.

Конечно, сложно говорить о каком-то массовом представительстве здесь евреев в XVIII веке и начале XIX. Основной канал, по которому евреи попадали в столицу и центральную Россию вплоть до пореформенного периода, –  служба в армии. Установленная в 1791 году Екатериной II черта оседлости запрещала евреям селиться на других территориях империи. Но отслужившие в армии имели право остаться там, где служили. В том числе в Петербургской губернии. 25 лет военной службы – и ты становишься полноценным россиянином.

В эпоху либеральных реформ Александра II еврейская диаспора Петербурга стал расти. Объяснялась это тем, что запрет на проживание евреев вне черты оседлости в это время  был не абсолютен. Ее могли покидать купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, цеховые ремесленники, средний медицинский персонал и представители некоторых других профессий.

Черта оседлости была отменена только после Февральской революции в 1917 году. Хотя фактически черта была «взломана» раньше  – во время Первой мировой войны, когда в ходе Великого отступления 1915 года жителей Западного края, среди которых значительную часть составляли евреи,  принудительно переселяли вглубь России.

Первая мировая война переросла в гражданскую с дальнейшими массовыми миграциями. Еврейское население в крупных городах России сильно выросло. Многие евреи активно участвовали в революции 1917-го года и гражданской войне на стороне большевиков. И это понятно – те, кто жил в очень сложных условиях при старых порядках, не могли не участвовать в борьбе за новый мир. Впрочем, революции в России хотели почти все категории населения.

К рубежу XIX – XX веков Петербург уже был религиозным еврейским  центром. В 1893–94 годах и в 1910-м в столице Российской империи прошли пятое и шестое заседания Раввинской комиссии (последнее – совместно со съездом представителей еврейских общин). В 1893-м была открыта большая синагога Санкт-Петербурга (на 1200 мест), построенная по совету музыкального критика В.В. Стасова в арабско-мавританском стиле.

В конце  1920-х началось подавление еврейской культурной жизни: закрыты еврейские школы, арестованы многие ученые и общественные деятели. 29 июня 1929 года вышло постановление президиума Ленсовета о закрытии еврейской религиозной общины, 17 января 1930 года была закрыта и синагога (правда, после жалобы евреев во ВЦИК, 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь). Антисемитская кампания, начавшаяся в 1949 году и продолжавшаяся фактически вплоть до смерти Сталина в 1953-м, нанесла тяжелый удар по ассимилированной еврейской интеллигенции Ленинграда.

С началом в 1985 году Перестройки в Ленинграде / Петербурге возрождается религиозная и культурная жизнь еврейской диаспоры. Многие члены общины ходят на молитву каждый день. Но на иудейские праздники народу собирается гораздо больше.

Так, вечером в воскресенье, 18 декабря, в петербургской Большой хоральной синагоге зажгли первую ханукальную свечу. Теперь на протяжении восьми дней евреи города, страны и  мира будут отмечать праздник света.

Согласно преданиям, праздник этот связан с тем, что после освобождения иерусалимского Храма от греков (в 165 году до н.э., в ходе восстания Маккавеев) это культовое сооружение снова понадобилось освящать. Однако чистого оливкового масла, которое требовалось для повторного возжжения светильника-меноры, нашлось слишком мало – всего один кувшин, которого хватало лишь на сутки. Но Бог совершил чудо, сделав так, что масла хватило на все восемь дней.

  • М.Д. Грубаргпредседатель правления общины местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община Большой Хоральной Синагоги», член Общественной палаты Санкт-Петербурга

«Надо сказать, что Всевышний всегда помогает нам, когда человек делает всё – но у него что-то не получается… и тогда происходит то, что люди считают нарушением законов природы, но это лишь одна из частей того, что он совершает в мире: люди снаружи называют это чудесами. Увеличивайте свет внутри себя! Мы ставим менору и ханукию на подоконник, чтобы люди видели, что всё в руках Всевышнего, но действия мы должны совершать сами, потому что мы являемся сотрудниками Всевышнего в деле построения мира», – говорит Марк Грубарг, председатель правления Большой хоральной синагоги Петербурга.

На этот праздник зажигают свечи – прибавляя по одной каждый день. Всего их должно быть 44.

В этот праздник принято делать детям подарки, в ночь на четвертый или пятый день Хануки родители дают детям «ханукальные деньги», часть из них надо потом отдать на благотворительность.

О давних событиях детям должна напоминать игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов из фразы «Чудо великое было здесь».

В дни Хануки устраиваются также обильные трапезы. Традиционные блюда праздника – картофельные оладьи и пончики, обжаренные в масле и посыпанные пудрой. В Петербурге  есть кафе, где их очень вкусно готовят.

Хаг Ханука Самеах!

Алина Хасанова