Чужой среди своих, который подобрал музыку к дождю

Этим летом Яаку Йоале исполнилось бы 75 лет.  Его юбилей — не повод для торжеств, скорее повод для размышлений о том, как память о ярком таланте, образе поколения может быть искажена и забыта.

.

Из Вильянди в Москву

Йоала родился в Вильянди — небольшом, но живом городе в южной Эстонии, где самые живописные пейзажи, где музыка витает в воздухе вместе с ветром с озера.  Из Вильянди, где ученики слушали пластинки под керосиновой лампой, он вышел с мягким голосом и внезапно оказался на главных сценах Москвы. Вертикальный лифт для этого таланта в позднем брежневском СССР сработал почти случайно. Вероятно, имперская пропагандистская музыкальная индустрия могла себе позволить и такую маленькую роскошь: приблизить к очагу масс-медиа провинциальный талант. География его судьбы проста, но многослойна: тихая провинция, шум столицы, а потом снова провинция — но уже с тенью былого величия.

«Подберу музыку к тебе»: песня, ставшая гимном

Песня, которая навсегда связала его имя с сердцами слушателей, — «Подберу музыку к тебе».  Стихи Вознесенского, (которого ненавидел по понятным ему одному причинам Иосиф Бродский), мелодия Паулса, голос Йоалы — три элемента, сложившиеся в тончайшую гармонию: Вознесенский уже не первый раз спасал советскую эстраду в последние годы застоя от отсутствия неидеологизированной лирики, а 27-летний великан в галстуке, со здоровым провинциальным румянцем и эстонским акцентом стал звучать как неожиданное откровение. Новый эстрадный хит бил рекорды популярности.  главный парадокс песни заключался в том, что кроме Йоалы ее не мог никто спеть. Даже мелодия не могла быть сыграна без голоса Йоалы. Поэтому ресторанные таперы нервно курили в сторонке при заказе мелодии «Подберу музыку». Песня-79 прозвучала не кричащей манифестацией, а шепотом. Что ее выделяло среди других позднесоветских хитов.

От славы к забвению: падение и замалчивание

Однако после взлёта 1970–80-х начался спад.  Йоала замкнулся, постепенно уходил в тень.  Ходили слухи, что он много пьет.  Для Таллина, где все всё знают, это было не слухами, а частью городского анекдота: «Йоала опять спрятался за рюмку».

В Москву его перестали приглашать — в эпоху перестройки искали новых кумиров, лирический эстонец в модный образ перестал вписываться. В Эстонии его начали замалчивать почти намеренно.  Новый национальный миф требовал героев иного типа, а Йоала ассоциировался с «московской» культурой, советской эстрадой.

Он не подходил ни под патриотический канон, ни под постсоветский поп. Концертов в Эстонии он почти не давал.

Памятник в Вильянди: от признания к скандалу

И вот финальный аккорд: в его родном Вильянди установили памятник — и он стал яблоком раздора.  Памятник скульптора Мати Кармина открыли 31 декабря 2020 года  – через шесть лет после смерти Яака Йола.  Но жена и наследница певца, Майре Йоала, резко потребовала удалить статую — дескать, не похоже на эскиз, и вообще это «клоунада»: разноцветные огни, золотые вставки, бронзовая голова и руки, подписи, которые она никогда бы не одобрила.  Для нее это был фарс, а не дань памяти.

Город пытался сохранить лицо.  Он закрывал памятник фанерой, обнадеживал, что найдет компромисс.  Но спустя месяц просто снял и увез в хранилище.

Голос, который не замолкает

Сегодня, когда Йоале исполнилось бы 75, он — фигура парадоксальная.  В России его помнят по хитам, по мягкому акценту, по песне, которая действительно стала гимном.  В Эстонии  он долго был фигурой нежелательной — как напоминание о советской культуре, слишком популярной, чтобы стереть, и слишком неудобной, чтобы принять.

Ирония в том, что именно он стал для миллионов слушателей «голосом Эстонии». А в самой Эстонии оказался -не для всех, но для многих – изгоем. Пусть изгоем и неофициальным, но стал полузабытым страной, где родился и где его не хотели видеть героем.

75-летие Йаолы — не столько праздник, сколько повод для  парадоксального портрета.  Вот, ведущий Александр Масляков  смотрит за кулисы «Песни -79» и, будто завороженный,  ждет вместе со всеми, когда на сцену выйдет 28-летний двухметровый эстонский певец. А вот, чуть больше чем  через 15 лет, уже больной Йоала дает последнее интервью с банкой в руке. Он был слишком эстонским для Москвы и слишком московским для Эстонии.  Слишком мягким для шоу-бизнеса и слишком талантливым, чтобы исчезнуть бесследно.

Алексей Шолохов



preload imagepreload image