Cказ про то, как М. Касьянов у Петербурга одним росчерком пера 67 ансамблей украл

Роман Абрамович решил подарить петербургский ансамбль «Новая Голландия» Дарье Жуковой, чтобы чем-то ее занять и чтобы она не отвлекала его от футбола. И его структуры выиграли в конкурсе на реконструкцию ансамбля. Что теперь будет с Новой Голландией – большой вопрос, хотя это один из четырех петербургских ансамблей, который упомянут в постановлении правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527, подписанном Михаилом Касьяновым.

                    Было много, стало мало

Это постановление называется “О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге”. Касьянов росчерком пера ликвидировал 67 ансамблей Петербурга. Именно с него и начались процессы смягчения охранного законодательства в угоду застройщикам.

До этого постановления Касьянова список памятников федерального значения был зафиксирован в двух основных документах: во-первых, в постановлении Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327, во-вторых, в указе президента от 20 февраля 1995 г. № 176. В этих двух документах действовали понятия “архитектурный ансамбль” и “архитектурный комплекс”.

Попутно в связи с понятием ансамбля хочу напомнить, что в пафосно изданной книге “Памятники архитектуры Ленинграда” (2-е издание, Л., 1969) были такие разделы: “Ансамбль Смольного”, “Ансамбль Петропавловской крепости”, “Ансамбль Александро-Невской лавры”, “Ансамбль центральных площадей”, “Ансамбль стрелки Васильевского острова”, “Ансамбль Марсова поля”, “Ансамбль Инженерного замка”, “Ансамбль Невского проспекта”, “Ансамбль площади Искусств”, “Ансамбль площади Островского”, “Ансамбль Елагинского острова”, “Ансамбль площади Стачек и площади Кирова”, “Ансамбль площади Ленина”.

Любопытно сравнить этот список со списком постановления Совмина РСФСР № 1327. В том постановлении отсутствуют ансамбли Невского пр., пл. Ленина, пл. Стачек и пл. Кирова, взамен ансамбля пл. Островского указан ансамбль Александринского театра, а ансамбли центральных площадей даны дифференцированно: ансамбль зданий Дворцовой пл., пл. Декабристов, Исаакиевской пл. Но все прочие ансамбли перечислены, к тому же есть и дополнительные: например, ансамбль Университета, ансамбль усадьбы Меншикова, ансамбль зданий Конюшенной пл., ансамбль Марсова поля, ансамбль Летнего сада и т.д. Всего в постановлении № 1327 указано 58 ансамблей (включая пригородные дворцы и парки) и 7 комплексов.

И книга “Памятники архитектуры Ленинграда”, и постановление № 1327 основаны на идеологии охраны исторической архитектуры Петербурга, и понятие ансамбля как единого организма в этой идеологии – одно из опорных. Причем составной частью ансамбля как пространственной композиции являются и “пустоты” – незанятые постройками площади, которые необходимы для создания гармоничного синтеза, восприятия зданий и т.п. Пустоты так же необходимы внутри единого ансамбля, размещенного в пространстве, как и сами здания.

Развитием этой идеологии оказалась “Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры” (приложение к приказу Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203). Несмотря на то что документ был подписан еще П. Демичевым, он действует в той части, в какой не противоречит закону 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ”.
В этом законе как раз есть деление на памятники и ансамбли, а в инструкции подробно расшифровано, что “ансамблем недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени… образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции”.
А комплексом недвижимых памятников является “группа объектов, объединенных общностью территории независимо от времени и причин возникновения… каждого отдельного памятника”.

С опорой на понятия из этой инструкции был написан текст указа президента от 20 февраля 1995 г. № 176, которым было установлено плюс к тем ансамблям, которые перечислялись в постановлении 1960 г. еще 24 ансамбля и 48 комплексов, например, ансамбль Императорской медико-хирургической академии, Патриотического института (В.О., 10-я линия, 3), Департамента уделов (Литейный пр., 37 – 39), Духовной академии, Императорского клинического повивального института Отта (Менделеевская линия, 3), синодального Митрофаньевского подворья (ул. Правды, 13, 15) и т.д.

В сумме два документа определяли в Петербурге 82 ансамбля и 55 комплексов.
Понятно, что понятие ансамбля не дает застроить пустоты, которые застройщики, инвесторы и власти сейчас интерпретируют как лакуны, т.е. места, потенциально пригодные для застройки и получения прибыли. Скажем, если есть понятие ансамбля Александринского театра, охватывающего площадь Островского, то нельзя ставить на незастроенных местах статуи дворников, будки биотуалетов, устраивать стоянки автотранспорта со шлагбаумами и домиками для охраны, потому что незастроенные места являются компонентами общего пространственного решения – так же, как сценическая речь состоит из собственно слов и пауз.

Но если нельзя, но хочется ликвидировать “архитектурные паузы”, то что делать? Принять новый нормативный акт, менее строгий.

Такой акт и был подписан Михаилом Касьяновым в виде постановления № 527. В нем указано только 15 ансамблей вместо 82. Ради этого все и делалось, это серьезная победа над идеологией охраны объектов культурного наследия путем ликвидации ансамблей и превращения их в наборы разрозненных памятников архитектуры.

Например, в этом документе есть Александринский театр, но нет ансамбля Александринского театра. Есть отдельные корпуса Публичной библиотеки, есть СПб городское кредитное общество с дворовым флигелем (пл. Островского, 7) и памятник Екатерине II, но нет охраняемого объекта под названием “Ансамбль площади Островского”.

Отсюда законная возможность устроить на незанятой памятниками площади сарайчики для торговли, каток, сцену и все что угодно. Если есть ансамбль, то, скажем, находящиеся на пл. Островского здания, которые не являются памятниками, также нельзя сносить или перестраивать. А если площадь – не ансамбль, то непамятники можно и сносить, и перестраивать.

Аналогичная ситуация и с Дворцовой площадью – ансамбля Дворцовой  уже нет, а есть только отдельные памятники. И можно между ними устраивать и катки, и сцены, и в принципе даже построить стационарные торговые павильоны. Ибо зона охраны памятника – это то место, которое он сам занимает.

Итак, согласно касьяновскому постановлению № 527 в Петербурге в один миг исчезли 67 ансамблей (что осталось – см. в таблице).

Но вот что любопытно: в 2000 году КГИОП, который тогда возглавлял Никита Явейн, выпустил справочник “Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной”. В тот момент постановление № 527 еще не появилось на свет, но в справочнике уже не указывалось, что Императорский Эрмитаж, Зимний дворец, Александровская колонна, здание Главного штаба и т.д. – это компоненты ансамбля зданий Дворцовой пл., как это было с солдатской прямотой указано в постановлении № 1327, выпущенном в 1960 году. Хотя в справочнике КГИОПа при этом давалась ссылка на постановление № 1327 и на указ Ельцина № 176, которым действие постановления № 1327 подтверждалось.
Это уже было лукавство. Вероятно, уже тогда был ощутим заказ на ликвидацию ансамблей в интересах бизнеса.

                       Ансамбль минус

Вернемся к Новой Голландии. Напомню, как именно собирались застраивать ансамбль “Новая Голландия” по проекту Норманна Фостера, который собирался реализовывать предшественник Абрамовича Чигиринский: в центре острова должны были построить “Дворец фестивалей” и занять им практически все внутреннее свободное пространство “Новой Голландии”. Притом “Дворец фестивалей” был специально так повернут, чтобы его угол был виден сквозь проем знаменитой арки Валлен-Деламота. Еще проект Фостера предусматривал строительство двух гостиниц и офисного здания, десять транспортных и пешеходных мостов, VIP-въезд, пристань для речного такси… Все внутреннее пространство было забито плотно, практически без промежутков, и даже вид сквозь арку на небо был реквизирован архитектором.

Понятно, что от старого ансамбля – именно как ансамбля – не оставалось вообще ничего. Пространство внутри уничтожалось плотной застройкой. И это при том, что “Новая Голландия” оставалась ансамблем даже в варварском касьяновском постановлении № 527.
Иными словами, один из четырех оставшихся (по версии постановления № 527) в живых городских архитектурных ансамблей, все равно уничтожался как ансамбль проектом реновации острова. И стало очевидно, зачем была нужна ликвидация понятия “ансамбль” – чтобы новье можно было строить впритык к памятнику, как это хотели делать в “Новой Голландии” или как собирался делать, например, девелопер Василий Сопромадзе на территории Михайловского сада позади Этнографического музея.

Теперь только остается надеяться, что Дарье Жуковой внутри “Новой Голландии” не нужен “Дворец фестивалей”. А хватит для выставочных помещений только исторических зданий.

С ансамблями в Петергофе та же история – ансамбли уничтожаются, хотя они и есть в постановлении № 527. В Стрельне вокруг Константиновского дворца новые здания построены в массовом количестве. Ведется строительство на территории дворцово-паркового ансамбля Михайловской дачи (Михайловки).

В Михайловке из 26 объектов 24 – это объекты федерального значения, а один – местного. В объекты федерального значения входят дворец вел. кн. Михаила Николаевича, парк, оранжерея, пруды, 7 мостов, плотина… А объект местного значения – церковь св. кн. Ольги (1861 – 1864, арх. Д. И. Гримм), расположенная в западной части парка. Именно вокруг этой церкви Н. Явейн и напроектировал новые здания. В “Студии 44” придумали, что одно здание имеет в плане форму кольца, другое – яйца, еще есть пирамида, пятиугольник, 9 прямоугольников, какой-то “зигзаг”…

Это классический пример того, как игнорируется понятие ансамбля. Михайловская дача интерпретируется просто как некая территория, на которой расположены 25 охраняемых объектов, которые никак не связаны вместе в ансамбль, поэтому на пустых местах можно ставить  что угодно.  Пикантность ситуации заключена в том, что проект стройки в Михайловке разработан в мастерской под руководством Никиты Явейна, который раньше возглавлял КГИОП.

Общий вывод прост: даже тем ансамблям, которые попали в постановление № 527, не гарантирована сохранность и, следовательно, грош цена самому постановлению. Постановление № 527 – лишь один из этапов на пути снятия всех ограничений вообще. Правда, есть еще указ президента Ельцина № 176 от 20 февраля 1995 г. Примечательно, что КГИОП просто объявил, что этот указ незаконен. Сделано это было буднично – в ответе на запрос депутата А. Ковалева (от 19 декабря 2008 г. (№ 17 – 160 – 1). Приведу наиболее существенную часть ответа:

“Согласно статье 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 “Об охране и использованию памятников истории и культуры” полномочиями по отнесению недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения был наделен Совет Министров РСФСР… Со дня вступления в силу Конституции РФ (25.12.1993) функции исполнительной власти осуществляет Правительство РФ.

Согласно Конституции РФ проведение единой государственной политики в области культуры обеспечивает Правительство РФ, осуществляющее функции исполнительной власти.

Конституция РФ не наделяет Президента РФ полномочиями по обеспечению государственной политики в области культуры и осуществлению функций исполнительной власти.

Ни Конституция РФ, ни Закон РСФСР от 15.12.1978 “Об охране и использованию памятников истории и культуры” не содержат норм о полномочиях Президента РФ по определению перечней объектов культурного наследия.

Правительство РФ, действуя на основании Конституции РФ, …постановлением от 10.07.2001 № 527 утвердило исчерпывающий перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге.

Полагаем, со дня принятия Правительством РФ постановления от 10.07.2001 № 527 Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176 “Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения” не подлежит применению”.

Что из этого следует? То, что и перечень ансамблей в Петербурге, который содержится в указе № 176, тоже не действует.

Любопытно, однако, что указ № 176 никто в РФ не отменял и, например, в правовой базе “Консультант плюс” он указан как действующий. И постановлением № 527 указ № 176 не отменен, что вполне естественно, поскольку правительство своим постановлением не может отменять указы президента. И президент Путин, а после него Медведев указ № 176 не отменяли. Кроме того, региональные комитеты – вообще не те органы, которым дано право самостоятельно решать, действует ли указ президента от 20 февраля 1995 № 176.
Однако характерны юридическое лукавство, направленное на уменьшение числа памятников, а, главное, числа ансамблей.

                      Постановление ждет обращения в суд

В принципе возникла любопытная коллизия, даже две. С одной стороны, касьяновское постановление № 527 отменило советское постановление № 1327, но не отменило указ Ельцина № 176, который действует по-прежнему вопреки тому, что написано в письме депутату Ковалеву. Поэтому все перечисленные в указе № 176 памятники, ансамбли (24) и комплексы (48) по-прежнему являются таковыми, как бы ни фантазировали чиновники Смольного.

С другой стороны, касьяновское постановление № 527 отменило (что указано в преамбуле) советское постановление № 1327, однако, отменив его в целом, оно в то же время нарушило порядок исключения ансамблей из списка, предусмотренный инструкцией Минкульта 1986 года. Ибо “исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в особых случаях <…> при разрушении в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможности его воссоздания как памятника”.

Таким образом, постановление № 527, которое почти не оставило Петербургу ансамблей, как минимум содержит коллизии, т.е. противоречиво. В принципе это постановление № 527 ждет, когда кто-то инициативный подаст в суд иск о признании его незаконным.
Однако процессы идут, и вот буквально только что Дума приняла в первом чтении поправку в закон № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия…”, которым разрешается реконструкция памятников культуры, т.е. их переделка вплоть до уничтожения. Скандальная поправка была предложена главой комитета Думы по собственности В. Плескачевским (“Единая Россия”). В принципе ничего удивительного в этом нет: тренд, обозначенный касьяновским постановлением 2001 года. Фактически речь идет о получении заведомого преимущества в судах, ибо дешевле купить одну-две поправки в Думе, чем платить за каждое отдельно взятое судебное решение.

                      Ансамбли Петербурга. Версия М. Касьянова

Постановление № 527, подписанное Михаилом Касьяновым, оставило в Петербурге лишь 4 ансамбля, остальные 11 приходятся на пригороды:
 
1. Ансамбль Стрелки Васильевского острова.
2. Ансамбль Елагина острова.
3. Ансамбль улицы Зодчего Росси.
4. Ансамбль “Новая Голландия”.
5. Дворцово-парковый ансамбль  Верхнего парка и Нижнего сада  (г. Ломоносов). 
6. Ансамбль Большого дворца и Нижнего сада (г. Ломоносов). 
7.  Павловский дворцово-парковый ансамбль.
8. Дворцово-парковый ансамбль Петродворца.
9. Ансамбль Марли, г. Петергоф.
10. Ансамбль Монплезира, г. Петергоф.
11.  Дворцово-парковый ансамбль  Сергиевка, г. Петергоф.
12.  Дворцово-парковый ансамбль   Михайловской дачи (Михайловка), г. Петергоф.
13. Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка), г. Петергоф.
14. Дворцово-парковый ансамбль  “Собственная дача”, г. Петергоф.
15.  Дворцово-парковый ансамбль  “Стрельна”.