Cможет ли главный финансист области вернуть себе должность?

Вице-губернатор Ленинградской области Александр Яковлев отстранен от исполнения полномочий и меняет работу – из главных областных финансистов его в добровольно-принудительном порядке переквалифицировали в коллекторы (что это – см. справку). Осваивать смежную специальность ему придется до тех пор, пока он не выбьет из Инкасбанка 1,8 миллиарда зависших там бюджетных областных рублей. Губернатор Валерий Сердюков говорит, что не против того, чтобы Яковлев возвратился в свой вице-губернаторский статус, но только когда вернет деньги в бюджет. А как раз это практически невозможно.

Cогласно Закону “О госслужбе РФ”, существует такой метод взыскания, как временное отстранение чиновника от должности.
Как правило, применяется
в связи с проводимой служебной проверкой. Кроме того, в рамках предварительного следствия, проводимого правоохранительными органами или по решению суда, может применяться “временное отстранение чиновника от должности”.
.

  Вице-губернатора Яковлева (работает на этой должности очень давно – с 1999 года) губернатор Сердюков отстранил от исполнения должностных полномочий сразу после своего возвращения со встречи с президентом Медведевым. Это уникальное или как минимум крайне редко применяемое к чиновникам действие – обычно их или отправляют в отставку, или не трогают.

Отстранили вице-губернатора, по официальной версии, в связи с непринятием мер по возврату денежных средств, размещенных на депозиты в коммерческих банках, а также невыполнением распоряжения губернатора по оформлению залогового обеспечения вкладов в ОАО “Инкасбанк”.

История с этими пропавшими 1,8 млрд такая: 2 года назад Ленинградская область выбрала шесть банков для хранения остатков бюджетных средств на депозитах. Среди них оказался и Инкасбанк, входящий в Восточно-Европейскую финансовую корпорацию Александра Гительсона. С началом кризиса осенью 2008 года банки этого петербургского предпринимателя начали сыпаться один за другим. Вначале рухнул головной банк корпорации – ВЕФК. Он выдавал кредиты собственным владельцам, которые в итоге его и потеряли – банк перешел в собственность Агентства по страхованию вкладов (АСВ), НОМОС-банка и компании “Открытие” (см. “Город 812” от 23.02.2009). А совсем недавно печальная участь постигла Инкасбанк – ЦБ отозвал его лицензию в связи с “существенной недостоверностью отчетных данных”, “неспособностью удовлетворить требования кредиторов” и пр. Кроме того, как сообщил ЦБ, Инкасбанк проводил рискованную кредитную политику, которая привела к полной  потере капитала и ликвидности.

Однако именно в этом банке на депозитах находились 1,8 миллиарда рублей областных бюджетных средств. В областном Комитете финансов говорят, что вице-губернатор Яковлев с конца 2008 года вел интенсивные переговоры с Инкасбанком о возврате денег. Но 17 марта терпению Сердюкова пришел конец: вернувшись со встречи с Медведевым, он отстранил неудачливого переговорщика (по одной из версий – надо было устроить кому-то из крупных чиновников показательную выволочку, выбор пал Яковлева). Сердюков говорит, что Яковлеву раньше “текущая деятельность не давала возможности сосредоточиться” на переговорах, а теперь он временно отстранен от работы именно для того, чтобы “сосредоточил свои действия на возврате бюджетных средств”.

А если у банка нет денег, то чиновнику придется добиться передачи равноценного банковского имущества в собственность области. Сердюков оценивает миссию с большим оптимизмом – хоть задача и трудна, но займет не больше полутора месяцев, считает он.

Все не так просто, уверен главный редактор журнала Cbonds Rewiew Иван Макаров: “Вполне вероятно, что  области удастся оформить и даже получить залог, но  это не означает, что область вернет деньги. Возникают вопросы с оценкой этого имущества, а также с тем, как его можно реализовать в условиях кризиса”.

Впрочем, продать залог можно будет и когда-нибудь потом, однако области с ее дефицитным бюджетом живые деньги нужны сейчас, а не после кризиса.

Но это не единственные вопросы, которые возникают в связи с “делом Яковлева”. Понятно, что, когда область размещала свои деньги на банковских депозитах, она не просила никакого имущества в залог возврата своих средств. А сейчас в официальном сообщении об отстранении Яковлева сказано, что он поплатился за невыполнение распоряжения губернатора “по оформлению залогового обеспечения вкладов в ОАО “Инкасбанк””. Это означает, что столкнувшись с неплатежеспособностью банка, область фактически “задним числом” потребовала от него оформить залог и передать его на свой баланс.

Банк усиленно сопротивляется, говорят областные чиновники, но Комитет финансов настаивает, и его можно понять. Арбитраж уже рассматривает дело о банкротстве Инкасбанка, и области очень важно успеть получить залог до банкротства, потому что после запуска процедуры может оказаться, что активов разоренного банка на всех кредиторов не хватит. Банкротство и распродажа активов могут тянуться очень долго, неизвестно, что получит в итоге область.


Хранит ли Петербург свои деньги на депозитах?

По данным Комитета финансов администрации Петербурга, в настоящее время 15 миллиардов бюджетных рублей размещены на депозитных счетах различных банков.
Банки были отобраны по конкурсу осенью 2007 года. Как отмечают в комитете, у Петербурга никогда не случалось невозврата денег из банков, и даже из проблемных Связь-банка и “КИТ-Финанса” администрация города успела забрать размещенные на счетах средства.

Еще сложнее Яковлеву и оттого, что после отзыва банковской лицензии Инкасбанк по закону вообще не имеет права никому ничего выплачивать. Хорошо частным вкладчикам – они получат свои депозиты от Агентства страхования вкладов, а все остальные – в порядке очереди. Таким образом, непонятно с кем, как и о чем должен вести переговоры Яковлев, но еще непонятнее то, в каком статусе он будет “давить” на банк, если он отстранен от должности.

Пресс-секретарь Комитета финансов Ленобласти Владимир Петров полагает, что чиновник будет вести переговоры в качестве представителя и на основании доверенности. “Он же не уволен”, – подчеркивает Петров. Помощница вице-губернатора Елена Тимофеева говорит, что свою миссию Яковлев будет осуществлять “на основании распоряжения губернатора”, но подробностей не знает.

У вице-губернатора, пусть даже отстраненного, есть масса возможностей, уверен директор Балтийского коллекторского агентства Павел Бородкин. “Все связи и полномочия остались с ним. Ему предстоит общаться с людьми, которые принимают решения о средствах ВЕФК”. А ВЕФК, напоминает он, управляется сейчас федеральной структурой – госкорпорацией АСВ. “В сущности, это означает, что субъект Федерации  – Ленобласть, просит Федерацию вернуть деньги. А по отношению к бывшим совладельцам ВЕФК можно применить определенный ресурс, включая ГУВД, прокуратуру и прочее. Думаю, все вопросы будут успешно решены”. Бородкин даже немного завидует своему новому коллеге по ремеслу Александру Яковлеву: работа частных коллекторов не идет ни в какое сравнение с тем, как может развернуться государство на этом рынке.

Впрочем, экономисты любят предупреждать о том, что государство обычно является плохим “хозяйствующим субъектом”. И если вкладчиком оно оказалось неудачным, то нет никакой гарантии, что ему удастся что-то заработать на ниве коллекторства. Правда, есть еще одна возможность, за которую можно зацепиться коллектору Яковлеву. У Гительсона много банковских активов, и один из них – Рускобанк. 25 процентов в нем принадлежат Ленобласти, а Яковлев является председателем совета директоров этого банка. Область теоретически может потребовать увеличения своего пакета за долг по депозиту. Но как и когда это сможет принести бюджету живые деньги – огромный вопрос. Да и у самого Рускобанка еще в прошлом году случились неприятности: ФСФР аннулировала его лицензии профессионального участника рынка.    

 

Евгений Никитин.

______________________________________________________
 СПРАВКА: 

На рынке Петербурга работают 32 коллекторских агентства (от англ. collect – собирать), профессионально оказывающие услуги по возврату “проблемных долгов”. По словам коллекторов, методика взыскания долгов состоит из примерно следующих этапов:

1.  Розыск должника, его имущества.
2.  Уведомление о передаче долга.
3.  Проведение переговоров с должником.
4.  Оказание давления на должника по телефону.
5.   Претензионная переписка.
6. Осуществление выездов по месту нахождения руководства должника – юридического лица. 7. Мероприятия по репутационному давлению на должника.
8. Обращение в судебные органы
9. Обращение в правоохранительные органы.
10.
Исполнительное производство, работа с приставами.