Давка за свободу

В выходные больше 150 человек погибли в Сеуле в давке во время празднования Хэллоуина. Как часто указывают в новостных заметках, все случилось из-за отмены коронавирусных ограничений. Настолько массовое уличное мероприятие стало в Корее первым за три года.

Если мы объясним случившуюся трагедию только снятием запретов, то получим абсурдную и нелестную для современного азиатского общества картину, якобы склонного при отсутствии жесткого контроля «сверху» к «стадности». И в этот момент можно даже сказать: «Мне-то это никогда не грозит, я же не стадное животное!» Впрочем, уверена, то же самое мог бы сказать о себе каждый погибший и пострадавший. Но я предложу другой взгляд.

Воспользуюсь «запрещённым приёмом» – исторической аналогией.

Похороны Сталина – 127 человек.

Хэллоуин в Сеуле – 154 человека.

Население Москвы в 1953 году – примерно 5 миллионов человек.

Население Сеула в 2022 году – около 9 миллионов.

Может быть, я хочу сравнить Советский Союз, современную Южную Корею, и сделать на этом основании неутешительный вывод, касающийся современного республиканского демократического строя? Да нет, как раз наоборот.

И всё же трагедия, сопоставимая по масштабу с трагедией в тоталитарном СССР, случилась в демократической Республике Корея. Где, казалось бы, ничего «стадного» быть не должно, поскольку общество здесь — капиталистическое, технологичное, сфокусированное на личном успехе и индивидуализме. Откуда же берется эта опасная для отдельных личностей неуправляемая толпа?

Парадокс в том, что взялась она именно вследствие стремления части корейского общества, а именно, молодёжи, перестать быть «традиционным стадом».

Поясню.

Восточный взгляд на жизнь определяется традицией гораздо сильнее, чем западный. Что в Европе — милая дань ритуалу, изящная отсылка к обычаям прошлых столетий, то в Азии — нерушимый моральный запрет или, соответственно, предписание.

Но современная восточная молодёжь, в том числе корейская, в массе с этим категорически не согласна. Однако её голос плохо слышен в неуклонно стареющем обществе, где большинству граждан за 45, а средний возраст постоянно растёт.

Именно молодёжь в Корее живёт европейскими стандартами индивидуального успеха, которые стали нормой лишь пару десятилетий назад в результате экономического чуда на реке Ханган. Из отсталой страны Корея за несколько лет превратилась в сильнейшего лидера, сочетающего в своем развитии Запад и Восток.

Но американской мечте на Востоке не суждено пока что сбыться из-за давления старшего поколения. Его стандарт по-прежнему — традиционное общество с жёсткой иерархической вертикалью, где для каждого найдётся подчинённый и начальник, а все роли строго регламентированы.

Что же произошло в выходные? Люди – в основном, молодые – погибли, отмечая западный праздник, а не традиционный. Современный Хэллоуин в Корее — это размывание границ гримом и костюмами, уникальная свобода взаимодействия, возможность проявить индивидуальность, на один вечер взбунтоваться против постылой социальной лестницы. Вот почему так цепляются за Канун Всех Святых молодые люди, вот почему отмечают так широко. Случившееся — симптом массового запроса на индивидуальность и независимость. Хотя и проявившегося в традиционной «толпообразной» форме…

154 и 127 — в обоих случаях смертей слишком много. И мой текст — не попытка поставить демократию выше тоталитаризма и сказать, что толпа в Сеуле-2022 «всё же лучше» толпы в Москве-1953. Я лишь предлагаю взглянуть на эти катастрофы под новым углом. Как оказывается, ни современный индивидуализм, ни великие коллективизирующие идеологии ХХ века не спасают от нелепых трагедий, в которых толпа – порой буквально, порой в переносном смысле – затаптывает человека.

Человек остаётся, по Аристотелю, общественным животным. Жизнь об этом напоминает – рано или поздно, так или иначе.  Да, дальше у Стагирита – про «обладание разумом». И об этом я предлагаю читателю поразмышлять самому – sapere aude…

Анна Пастухова