В Русском музее открылась большая выставка Михаила Врубеля (1856-1910). Со времени предыдущего большого показа художника в Петербурге прошло 15 лет. Тогда были только произведения из собрания ГРМ. В том числе много рисунков, созданных художником в последние годы жизни в клинике для душевнобольных. Теперь этих рисунков почти нет, зато приехал едва ли не весь хрестоматийный Врубель из Третьяковской галереи. Кроме огромных и нетранспартабельных «Демон поверженный» и «Принцесса Греза».
Третьяковский Врубель последний раз гостил в Ленинграде в очень далеком 1956 году. Можно считать, что петербургский зритель увидит эти произведения впервые. Почти 70 лет назад и еще в течение нескольких десятилетий знакомство с демонами, серафимами, пророками Врубеля было для советского зрителя входной зоной в символизм и искусство модерна, как частный случай символизма.
Врубель был тестом на продвинутость. Русский авангард еще томился в фондах, был известен горстке профессионалов и ждал своего часа.
Теперь, когда символисты и мастера модерна (не путать с модернистами) вошли в школьные учебники по литературе и искусству, картины и особенно графика Врубеля не утратили свойства маркера. Так, как он, акварелью и карандашом не владел никто из его современников. Такой драматической жизни также не было ни у кого их них. Тем зрителям, кому это все не интересно, и символизм ни к чему.
«Город 812» выбрал самое-самое из Третьяковки.
.
«Демон сидящий». 1890. Часто воспроизводится на обложках книг о Врубеле.
.
«Пан». 1899. Художник вдохновлялся рассказом Анатоля Франса «Святой Сатир».
.
Портрет Надежды Забелы-Врубель. 1898. Жена и муза художника. Редкое изображение в быту, а не в виде царевны.
.
«Царевна-Лебедь». 1900. Здесь Забела в роли Лебедя в опере Пушкина – Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Хотя есть и другие версии о собирательном прототипе.
.
«Голова пророка» и «Автопортрет». 1904-1905. Конечно, похожи. Врубель видел и мыслил себя пророком. В известном смысле, не ошибся. От него начинается русское искусство ХХ века.
.
«Пророк и Серафим». 1905. Иллюстрация к стихотворению Пушкина «Пророк». Помните, тот шестикрылый серафим, который посетил поэта. Здесь, серафим – Забела, пророк – Врубель.
Единственное произведение на выставке из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина.
.
Выбор Наталии Соломатиной, сокуратора выставки, из графического: акварель «Кампанулы». 1904.
Вадим Шувалов